Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Калерия Аникина 437 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

По разные стороны баррикад: почему бизнес-партнеры расходятся

В предыдущей статье мы поговорили с вами о том, что найти подходящего компаньона – целое искусство. Но отыскать его – только половина дела, в дальнейшем партнеры могут попросту разойтись в разные стороны. Чтобы этого не произошло, нужно избежать сразу нескольких ошибок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Сначала все обсудить, а затем работать

Мы уже говорили, что компаньона в бизнесе ищут в тех случаях, когда есть недостаток в инвестициях, административном ресурсе и особых компетенциях. Представим ситуацию, что предприниматель после нескольких месяцев поиска находит того самого партнера. Он с облегчением вздыхает, и компаньоны без лишних разговоров сразу начинают работать — строить свое дело.

Как правило, люди, которые долго работали на «дядю», хотят скорее встать на ноги и начать получать прибыль. Но перед этим следует сделать кое-что — обсудить все-все детали взаимодействия с партнером. По какой причине бизнесмены в конечном итоге могут разойтись? Первое, что приходит на ум, — не смогли поделить прибыль. Все верно, так и есть. Но этой ошибке могут предшествовать другие.

Перед тем, как приступить к работе, предпринимателям следует разделить обязанности. В любом случае совладельцы должны выполнять разные функции, чтобы попросту не мешать друг другу. Приведем показательный пример. Два бизнесмена объединились, чтобы открыть магазин одежды. Из одной торговой точки со временем получилось четыре. Может быть, дела бы и дальше шли в гору, если бы предприниматели верно распределили обязанности. Однако они допустили одну из самых распространенных ошибок — занимались одним и тем же, но в разных магазинах. В итоги бизнесмены стали конкурировать не с другими бутиками, а друг с другом. В конечном счете коммерсанты попросту разошлись и дел вместе больше не вели.

Давайте отмотаем немного назад и вообразим, что эти два предпринимателя все же верно разделили между собой функции: один занимается продажами, а другой — закупает товар для магазинов. И как только они получают первую прибыль, может встать один коварный вопрос — как именно ее делить? Речь не о том, сколько денег пойдет в тот или иной карман, а в другом — какое количество средств пойдет непосредственно на развитие бизнеса, а какое — на выплату дивидендов. Подобный конфликт может возникнуть, если у компаньонов разный социальный статус. Предположим, у одного уже есть недвижимость и машина, а у другого — ипотека на дом. Конечно, последнему важнее личные доходы. Поэтому еще в самом начале, когда вы не приступили к работе, в деталях обсудите, а лучше пропишите стратегию развития предприятия. Тогда не возникнет недопонимания, и действия станут более координированными.

Одни работают, другие наблюдают

Предприниматель может на том или ином этапе искать не одного, а сразу нескольких компаньонов. К примеру, для образования открытого или закрытого акционерного общества. В такой истории идеальный вариант, когда все акционеры погружены в работу, а ресурсы между ними приблизительно одинаково распределены. Тогда люди в любом случае трудятся на благо предприятия, так как хотят получить максимальную прибыль. Они действуют сообща, что дает синергетический эффект (и снова о том, как важна в бизнесе координация партнеров). Но это — идеальный вариант. В реальности часто бывает иначе.

Снова включим воображение и нарисуем ситуацию, что не все акционеры работают: половина из них занята развитием предприятия, а другие выступают инвесторами и за всем наблюдают лишь со стороны. Тогда как оценить труд тех, кто непосредственно работает в фирме? Инвесторы не захотят платить им высокую зарплату, а те, скорее всего, будут за спиной называть инвесторов бездельниками. В итоге каждая из сторон начнет тянуть одеяло на себя — акционеры разделятся на две коалиции и будут заботиться только о собственной финансовой безопасности. По иронии судьбы, у одной из сторон обязательно окажется более сильный административный ресурс, проще говоря, конфликт неизбежен. А когда партнеры начинают думать о себе, то предприятие быстро слабеет и со временем перестает приносить прибыль. Так и делить акционерам будет нечего. Конечно, бывают ситуации, когда партнерам, среди которых несколько — исключительно инвесторы, удается договориться обо всем, но это — редкость.

В таком контексте важно упомянуть еще один аспект — юридический. Здесь особенно много подводных камней. Нужно понимать, что не всегда у компаньонов по бизнесу одинаковый юридический статус. Один или сразу несколько партнеров по той или иной причине могут оставаться в «тени» — об их вкладе в общее дело не говорят, соответственно, и контрагенты с ними напрямую не сотрудничают.

На этой почве может возникнуть конфликт сразу по нескольким причинам. Если вся юридическая ответственность лежит на одном из бизнесменов, к примеру, на него оформлены кредиты, то он может потерять доверие к совладельцам компании. Из-за страха он будет больше думать о себе и постарается «перетянуть» львиную часть активов на себя, что вряд ли устроит его компаньонов. Или ситуация может разыграться еще интереснее. Бизнесмен, на ком в большинстве своем лежит юридическая ответственность, может не озвучивать свои претензии при всех, а постарается заручиться поддержкой определенных учредителей. Лишь одна доля сомнения в тех, кто окружает предпринимателя, может привести к краху всего бизнеса.

Когда бизнесмен выбирает партнера, то он должен быть предельно внимательным. Компаньон — это не только коллега, который будет вместе с вами строить общее дело, но и человек, которому можно безоговорочно доверять. В процессе работы наверняка возникнут сложные и даже критические ситуации, но только с надежным партнером все это реально преодолеть, а затем уже полученный опыт использовать. Выбирайте компаньона правильно и не стесняйтесь обсуждать с ним абсолютно все вопросы, которые так или иначе касаются вашего общего бизнеса.

Если вы хотите найти свое любимое дело в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями, правильно и грамотно начать собственный бизнес, и в том числе, построить эффективное сотрудничество с компаньонами, принимайте участие в нашем онлайн-проекте «Бизнес с характером»!

Начинайте ваше дело вместе с нами!

Удачи!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем