Срок окупаемости: как отбить вложенные инвестиции
Понятное дело, что в первые месяцы работы не стоит надеяться на получение прибыли. Крайне редко бизнесмену удается быстро миновать точку безубыточности, окупить инвестиции и легким движением руки перечислять заработанную прибыль на личный банковский счет. На практике все несколько иначе. Разберемся со всем по порядку.
Выйти в ноль
Давайте снова немного пофантазируем и представим следующую картину. Девушка, которая наизусть знает все глянцевые журналы, уволилась из бутика и собирается открыть свой магазин, где будет продавать эксклюзивные деловые костюмы. Опыт у нее есть, да и такая работа ей по душе. Но этого, мягко говоря, недостаточно. Перед открытием магазина нужно неслабо поработать. К примеру, определиться с сегментом рынка, найти помещение, сделать ремонт, сформировать ассортимент, отыскать поставщиков. Мало того, что все это съедает уйму времени, но и требует немалых вложений, иными словами, — инвестиций: помещению в любом случае потребуется ремонт, а оборудование с товаром «из воздуха» не возьмутся.
Некоторые могут сказать, что как только девушка откроет магазин, то тут же начнет возвращать вложенные деньги, то есть окупать свой проект. Не спешите, все обстоит иначе. Ей нужно не только вернуть вложенные средства, но и каждый месяц покрывать постоянные издержки: аренду помещения, коммунальные платежи, выплаты процентов по кредиту, зарплат и другие расходы. Представим, что на это уходит 150 тысяч рублей. Один костюм обходится покупателю в 20000 рублей, а закупочная стоимость — 10000 рублей, с каждого товара в итоге остается у предпринимателя 10000 рублей наценки. Чтобы покрыть постоянные издержки, необходимо продавать в месяц 15 костюмов. Если нашей героине удастся каждые 30 дней делать такие продажи, то она будет выходить на точку безубыточности, то есть работать в ноль (постоянные издержки=получаемая наценка). Подробнее об этом — в интервью проекта «Бизнес с характером».
Проект окупили, а что дальше?
Один этап нам удалось преодолеть. Теперь предпринимателю нужно «отбить» вложенные средства. Предположим, она инвестировала в свое дело один миллион рублей, плюс не забывайте, что первое время наша героиня не могла полностью покрывать постоянные издержки. Так к вложенным средствам прибавьте убытки за несколько месяцев, пусть будет еще 200 тысяч рублей. Проще говоря, предпринимателю нужно вернуть 1,2 миллиона рублей. Задачка непростая, но никто и не говорил, что будет легко.
Пусть за короткое время предпринимателю удалось хорошо раскрутиться, и с клиентами проблем нет. Если раньше она получала наценку в 150 тысяч, продавая 15 костюмов, то теперь уже все 250 тысяч рублей за 25 костюмов. Часть этой суммы, как и прежде, уходит на постоянные издержки, а оставшаяся начинает окупать инвестиции. Когда же нашей героине удастся вернуть вложенные средства? Тут на помощь приходит калькулятор, 1,2 млн рублей делим на 100 тысяч, получается 12. Если доход предпринимателя сохранится, то ей удастся всего за год окупить инвестиции в свой проект. И когда это, наконец, случится, она начнет получать прибыль.
Кажется, что все, история завершилась, все этапы пройдены, и можно дальше со спокойной душой трудиться и накапливать деньги на личном счете в банке. Но многое зависит от самого предпринимателя, активности конкурентов и, конечно, вида бизнеса. Если бы наша героиня решила открыть не бутик, а ресторан, то события могли разворачиваться по-другому. И снова включаем фантазию.
Предприниматель открывает мини-кафе у дома и вкладывает в него уже не один миллион рублей, а два миллиона, плюс убытки до выхода на точку безубыточности и набегает уже 2,5 миллиона рублей. Выручку и постоянные издержки для наглядности оставим те же: 250 тысяч рублей наценки в месяц нашей героине приносит ее любимое заведение, 150 из которых уходит на постоянные издержки, а остальные средства раз за разом окупают инвестиции. Вернуть вложенные деньги ей удастся уже за 25 месяцев, больше чем за два года.
Создается впечатление, что здесь можно расслабиться. Но у ресторанного бизнеса есть свои особенности. Через несколько лет, скорее всего, придется приводить в порядок помещение или даже делать ребрендинг. Какими бы качественными ни были мебель, ремонт, в общепите они быстро изнашиваются и надоедают посетителям. В один момент любимое кафе им может наскучить, и клиенты попросту уйдут в соседнее, которое только-только открылось. Получается, больше двух лет нужно, чтобы вернуть вложения, и если, к примеру, через три года придется снова делать ремонт, то реальную прибыль заведение будет давать лишь несколько месяцев.
Что это значит? У любого проекта, будь то ресторан, магазин или швейная фабрика, есть «жизненный цикл», который должен быть длиннее, чем срок его окупаемости. Иначе предприниматель попросту ничего не заработает, и в лучшем случае вернет вложенные средства.
Все это нужно тщательно рассчитать еще на стадии бизнес-планирования и быть готовым к любому развитию событий: в момент что-то может пойти вразрез с намеченным планом. Не нужно воспринимать это как фатальную неудачу или катастрофу. Почти из любой ситуации можно найти выход: при необходимости изменить ценовую, кадровую политику, расширить или, напротив, сузить ассортимент, сократить постоянные издержки. Вариантов море, все зависит от конкретного случая. Чувствовать ситуацию и быстро находить решение — в этом и заключается искусство предпринимательства. А пока свое дело строить не начнешь, таким тонким мастерством не овладеешь.
Если вы хотите найти свое любимое дело в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями, правильно и грамотно начать собственный бизнес, и в том числе, построить эффективное сотрудничество с компаньонами, принимайте участие в нашем онлайн-проекте «Бизнес с характером»!
Начинайте ваше дело вместе с нами!
Удачи!