Как написать бизнес-план: Используйте этот чек-лист, чтобы не ошибиться
1) Если вы пишете одностраничный бизнес-план:
Это самый простой вид БП, который немного отличается от резюме для руководства. В основном используется для утверждения идеи с руководителем/партнером, или как краткое описание вашей идеи. Вы также можете использовать одностраничный бизнес-план перед написанием стандартного.
- Опишите вашу компанию одним предложением (чем она занимается и для чего она нужна)
- Опишите проблему ваших потенциальных покупателей
- Расскажите о вашем решении и как это работает
- Объясните каков ваш целевой рынок и его объемы
- Объясните ваше конкурентное преимущество
- Опишите как вы собираетесь продавать товар (напрямую или через сайт/магазин)
- Расскажите о вашей маркетинговой кампании
- Добавьте деталей в бизнес план (каковы основные денежные потоки)
- Опишите основные расходы (без лишних деталей)
- Расскажите об основных целях на 3-6 месячный период
- Напишите о всех руководителях и работниках, которых собираетесь привлечь для запуска бизнеса
- Перечислите партнеров и/или ресурсы необходимые для старта
2) Если вы пишете краткий бизнес-план:*
*перевод выражения "краткий бизнес-план" (Lean plan) неточный, т.к. термин англоязычный и аналогов не имеет
Методология этого плана заключается в ускорении роста и развития бизнеса. Смысл БП в сокращении написания документа и во включении в последний только необходимой информации. Используется как для утверждении идеи, так и для оптимизации управления.
- Напишите одностраничный бизнес-план
- Испытайте свою идею (пообщайтесь с потенциальными клиентами)
- Действительно ли они имеют проблему?
- Что они думают о вашем решении?
- Какой лучший способ продавать товар им?
- Какие маркетинговые тактики сработают? Не сработают?
- Опишите ваши результаты (часто заполняется по мере существования компании)
- Приведите финансовые отчеты (если вы уже запустились)
- Пересмотрите свой план на основе полученного опыта
- Установите желаемые результаты по продажам
- Напишите прогнозируемые продажи
- Постройте бюджет на расходы
- Напишите прогноз движения денежных средств
3) Если вы пишете стандартный бизнес-план:
Для предпринимателей, которые собираются привлекать инвестора или обратиться к банку, необходимо использовать именно данный формат БП. Так они смогут получить максимум информации от привычного им бизнес-плана.
- Напишите резюме для руководства (многие пишут это в конце)
- Расскажите о проблеме, которую вы решаете, о вашем решении, о рынке и конкуренции на нем, о ключевых финансовых показателях
- Напишите о продукте/сервисе
- Более детально опишите проблему и почему ее стоит решать
- Напишите больше об утверждении вашей идеи и планах на будущее
- Напишите отчет об анализе рынка
- Расскажите больше о вашем сегменте рынка, о целевой аудитории, о будущих рынках, о ключевых покупателях, о конкурентах
- Опишите стратегию развития и методах ее реализации
- Обсудите маркетинговый план, план продаж
- Напишите о вашем расположении, удобствах, оборудовании, технологии, инструментах, важных этапах
- Расскажите о вашей компании
- Напишите об организационной структуре компании, руководстве, пробелах в команде, личной роли и плане
- Приведите информацию об истории компании и ее основателях
- Напишите финансовый план
- Приложите дополнительные документы
Если вы не планируете привлекать инвестиции, то используйте краткий бизнес-план. В любом случае не забывайте проводить собрании по поводу планов компании.
Хотите больше полезных статей? Посетите наш канал в telegram.