редакции Выбор
Управление финансами бизнеса и семьи: 2 золотых правила
________________________
Золотое правило №1:
Составляйте бюджеты, оптимизируйте бюджеты, соблюдайте бюджеты
Самое главное в финансовом анализе— это устранение явных финансовых перекосов и поиск неявных точек силы. Для этого определите текущую структуру расходов: процентное соотношение каждой строки расходов по отношению к сумме выручки (или заработной платы). Затем оптимизируйте её (устраните явные перекосы), и строго придерживайтесь. Используйте эти процентные нормы как компас, как путеводную звезду, как принцип, как закон, как бюджетные правила (выручка должна распределяться по статьям расходов в определённом процентном соотношении).
Например вы работаете в сфере услуг, и если вам кажется, что в вашей бизнес-модели оптимальным будет следующее соотношение: реклама = 10% (от выручки); фонд оплаты труда наёмных работников = 35%; налоги = 20%; прочие расходы (включая вашу заработную плату) = 15%; чистая прибыль = 20%…
… то тогда вам обязательно нужно потратить на рекламу именно 10%, а не меньше (либо зарезервировать остаток именно на рекламные цели), на оплату труда действительно потратить не более 35%, (даже если хочется выдать премию — не нарушайте бюджетное правило), и, соответственно, на налоги не более 20%, а на прочие расходы не более 15% соответственно. И тогда вы действительно, на самом деле, получите чистую прибыль в размере 20% от оборота.
Кому-то может показаться очевидным и банальным, но поверьте — именно здесь кроется системная ловушка и причина краха 90% начинающих предпринимателей. Кто занимался бизнесом — тот поймёт что я имею в виду: зачастую финансовые решения принимаются на эмоциях, без оглядки на здравый смысл.
Аналогичным образом планируется и семейный бюджет. Наверное многие слышали про технику конвертов, но в реальности заставить себя это делать трудно — и в результате деньги утекают сквозь пальцы. Как будет ыглядеть идеальный бюджет Вашей семьи — решать только вам, на семейном совете. Но при этом крайне желательно предусмотреть в нём три пункта: фонд инвестиций (если бизнеса ещё нет), резервный фонд (в жизни всякое бывает, и лучше иметь НЗ), и целевые средства на самообразование (курсы, трениги, семинары). У подавляющего большинства людей нет таких пунктов в в семейном бюджете, и поэтому у них: 1) нет стартового капитала; 2) нет неприкосновенного запаса; 3) нет денег на саморазвитие …и … и это сильно влияет как их образ жизни, так и на их финансовое будущее.
Придерживайтесь бюджетных правил в вашем бизнесе если это возможно — ведь это и есть ваше самое главное, ключевое действие в управлении финансами.
Если невозможно придерживаться — реорганизуйте бизнес, измените бизнес-модель или схему работы самостоятельно, либо привлеките для этого соответствующих специалистов.
Или займитесь другим бизнесом — тем, в котором вы понимаете как работать с приемлемой выгодой (не стоит сливать годы жизни, работая за еду или в убыток).
Это правило могут успешно применять не только предприниматели, но и наёмные работники — ведь если вы работаете не на себя, то это ещё не значит что у вас нет финансовой модели (схемы жизнедеятельности и соответствующей структуры затрат).
Финансовые показатели вашей бизнес-модели (не хочу употреблять термин бизнес-план, так как его исходный смысл существенно извратили в жёлтой прессе) это фундамент вашего бизнеса.
И если фундамент слабый, ненадёжный, то приходится рассчитывать лишь на интуицию и удачу, а этого чаще всего недостаточно.
_______________________
Золотое правило №2:
Направляйте половину чистой прибыли в резервно-инвестиционный фонд (капитал).
Эту деньги нельзя тратить на развитие существующего бизнеса, это неприкосновенные деньги, которые могут быть вложены либо в наиболее безопасные активы (например — в недвижимость, причём с учётом диверсификации) либо будут сохранены в качестве резервного фонда.
Со второй половиной можно делать что угодно — тратить на личные нужды, на венчурные инвестиции, на покупку оборудования, и на что угодно ещё. Таким образом у вас будет растущий капитал, который может только увеличиваться, а уменьшится может только при форс-мажорных обстоятельствах.
Это правило также могут использовать не только бизнесмены, но и те, кто мечтает открыть своё дело: ведь тогда и вас появится собственный капитал и системный подход.
____________________
Соблюдение этих двух правил может сделать вас очень богатым человеком, а ваш бизнес — крепким, стабильным, защищённым от финансовой турбулентности рынков и от внутренних управленческих ошибок.
И я искренне желаю вам того, чтобы вы проявляли предусмотрительность и рациональность при проектировании и оптимизации своих бизнес-схем, бизнес-планов и бизнес-моделей.
Вступайте в мою группу ВКонтакте: https://vk.com/club179218166 , чтобы не пропустить запланированные публикации