Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 939 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как за три дня зарегистрировать бизнес в России

За последние шесть лет в мировом рейтинге Doing Business Россия поднялась со 120-го места в 2011 году на 40-е в 2016. Цель – оказаться в 2018 году в двадцатке самых привлекательных стран для ведения бизнеса. По индикатору регистрации бизнеса позиции в рейтинге даже выше – на 26-м месте в мире. Действительно, зарегистрировать коммерческий субъект в России просто и быстро: три рабочих дня и минимум документов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Зачем регистрировать бизнес

Для законопослушных граждан достаточным аргументом будет уже то, что самостоятельно получать постоянный доход без государственной регистрации в России запрещено. Правда, штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность не слишком велики, потому мотивирующую функцию не очень выполняют.

Для не совсем законопослушных у нас есть ещё два аргумента:

  1. Трудности с привлечением покупателей и клиентов. Потребитель с большей вероятностью выберет зарегистрированного продавца или исполнителя, потому что здесь он лучше защищён. ИП или ООО выдаст чек и другие документы на товар, проставит печать на гарантийном талоне, а в случае чего, на бизнесмена можно пожаловаться в Роспотребнадзор.
  2. Контрагенты и партнёры тоже предпочитают работать с коммерческими субъектами. Во-первых, в этом случае можно оформить все необходимые документы, подтверждающие предпринимательские расходы. Во-вторых, если услуги оказывает незарегистрированное физическое лицо, то на его вознаграждение надо за счёт заказчика начислить страховые взносы на ОПС и ОМС, удержать НДФЛ и сдать отчётность. Свои сложности есть и в приобретении товаров у обычного гражданина.

Да, если вы лично оказываете бытовые услуги небольшому кругу лиц, то прятаться от налоговиков можно довольно долго. Но такую деятельность даже бизнесом назвать трудно, скорее, не слишком оплачиваемым хобби. А если вы хотите нанимать работников и выстраивать структуру, приносящую прибыль, то надо пройти регистрацию бизнеса.

В каком формате регистрировать бизнес

Организационно-правовых форм (в классификаторе ОКОПФ) несколько десятков, но у малого бизнеса популярны всего две: ИП и ООО. Между собой они существенно отличаются. Чем именно – читайте ниже.

А пока немного статистики от ФНС. По состоянию на 01.01.2017 в государственных реестрах числятся:

  • 3 742 114 обществ с ограниченной ответственностью, из них в течение 2016 года зарегистрировано 424 571 компаний;
  • 3 584 178 индивидуальных предпринимателей, из них в течение 2016 года зарегистрировано 630 228 ИП.

Как видим, зарегистрированных субъектов малого бизнеса в России больше семи миллионов. На фоне общей численности населения РФ очень даже немало.

Приводим семь существенных отличий ИП и ООО, о которых стоит знать тем, кто стоит перед выбором организационно-правовой формы для своего бизнеса.

Финансовые риски

Предпринимательская деятельность даже в законе называется рисковой, так как существует потенциальная возможность, что вы не только не заработаете, но еще и потеряете вложенное. К специфическим рискам бизнеса можно отнести:

  • задолженность перед работниками и исполнителями;
  • долги по налогам, взносам, сборам;
  • штрафы за административные и налоговые правонарушения;
  • ответственность перед контрагентами за несоблюдение договорных обязательств;
  • претензии потребителей из-за низкого качества товаров и услуг.

Как избежать проблем с кредиторами, если что-то пойдёт не так? Большинство новичков в бизнесе по-прежнему уверены, что гарантией финансовой безопасности будет регистрация ООО. Тогда максимум, что можно потерять, - это 10 000 рублей минимального уставного капитала. Это совершенно не так.

Действительно, если компания успешно работает, то учредителя нельзя привлечь к ответу по её обязательствам. Но если в бизнесе накопились неоплаченные долги на сумму от 300 000 рублей, и при этом срок погашения истёк более, чем три месяца назад, то кредиторы вправе инициировать процедуру банкротства. А уж в ходе неё могут требовать привлечь собственников ООО к субсидиарной ответственности, если к несостоятельности привели их действия или бездействие.

Совершенно чёткие указания на неограниченную ответственность участников по долгам своей компании приводятся в законе:

  1. Статья 3 закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ: В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников на указанных участников в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
  2. Статья 49 НК РФ: Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объёме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации.
Привлечь учредителя к ответственности за счёт личного имущества сложнее, чем индивидуального предпринимателя, но такая возможность есть, и ею все активнее пользуются кредиторы и налоговые инспекции. Так что, ООО совсем ненамного безопаснее, чем ИП, поэтому и тем, и другим надо быть осмотрительными, соблюдать законы и договорные условия.

Получение дохода от бизнеса

По счастью, неприятные сценарии с несостоятельностью в жизни происходят не так уж часто. Большинство бизнесов с разной успешностью функционируют годами, принося собственнику прибыль. И вот в вопросе – как получить заработанный доход – оказывается, есть свои сюрпризы.

Причём, трудности возникают только у учредителей ООО. Индивидуальный предприниматель в любое время снимает деньги со счета или забирает их из кассы на свои личные нужды. А вот собственник организации должен дождаться распределения дивидендов (не чаще раза в квартал) и заплатить с них 13% подоходного налога. Почему? Потому что деньги, которые он вложил в свою компанию, его собственностью уже не являются. А раз он получил доход из внешнего источника, то обязан заплатить НДФЛ.

Получить деньги от бизнеса учредителю ООО сложнее и дороже, чем ИП. Даже если вы единственный владелец и вложили свои личные сбережения, нельзя считать активы компании своей собственностью. Впрочем, практика породила условно легальные способы вывода денег из ООО, о которых мы ещё расскажем.

Масштаб бизнеса

Статус ИП – это право физического лица заниматься легальным бизнесом, и получает его только один человек, который прошел регистрацию. Что-то вроде именного профессионального диплома, который нельзя передать другому лицу. Бизнес живёт, пока сам предприниматель им занимается, ни продать, ни передать по наследству этот статус нельзя.

Если же вы регистрируете ООО, то создаётся обособленная структура – юридическое лицо, выступающее от своего имени и владеющее отдельным имуществом. Количество учредителей общества может достигать 50 лиц, при этом входить в состав ООО вправе не только граждане, но и организации.

Возможности для партнёрства здесь максимальные, так же как варианты операций с долей (продажа, дарение, наследование). Участник может выйти из ООО, получив компенсацию стоимости доли, бизнес продолжится и без него.

Если вас интересует масштабный бизнес с привлечением партнёров и инвесторов, или вы хотите в дальнейшем отойти от дел, продав свою долю, то для этого подходит только ООО.

Налоговая нагрузка

Заработанное – сбереги! Это лозунг не только наёмного работника, живущего от зарплаты к зарплате, но и хорошего бизнесмена. Что толку зарабатывать много, если почти половину придётся отдать государству?

На самом деле, все больше желающих начать бизнес предварительно изучают информацию о налоговых режимах в России, а уж про льготную упрощёнку знает, наверное, каждый второй. Но знать мало, надо в короткий срок после регистрации ИП или ООО (всего лишь 30 дней) подать уведомление о переходе на УСН. Не знали об уведомительном порядке или опоздали со сроками, увы, придётся до конца года работать на общей системе – самой невыгодной для начинающих.

Всего в России пять систем налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), причём, последняя предназначена только для индивидуальных предпринимателей. Сказать, какая из них самая выгодная, трудно, потому что у льготных режимов есть свои региональные особенности:

  • налоговые ставки на УСН;
  • коэффициент К2 на ЕНВД;
  • размер потенциально возможного годового дохода на ПСН.

Если сравнивать налоговую нагрузку при равных вводных (таких как территория и вид деятельности) для ООО и ИП, то она одинакова. Исключением можно считать только ставку налога на общей системе налогообложения: 20% для ООО и 13% для ИП. И ещё – впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут в течение двух лет работать в рамках налоговых каникул, т.е. вообще не платить налог на УСН или ПСН (по некоторым направлениям бизнеса).

Но у ИП есть одна особенность, которую считают одним из самых больших недостатков, – обязанность платить взносы на свое пенсионное и медицинское страхование. В 2017 году минимальный размер взносов составляет 27 990 рублей. Эту сумму называют фиксированной, потому что заплатить её надо, независимо от того, приносит бизнес доход или он убыточен. А если доход есть, и он превышает 300 000 рублей в год, то сверх превышения надо заплатить ещё 1%. Например, при доходе в 1 миллион рублей сумма взносов составит 27 990 + 7 000 = 36 990 рублей.

Зачем мы всё это так подробно рассказываем? Дело в том, что перед тем, как регистрировать бизнес, надо обязательно сделать предварительный расчёт налоговой нагрузки с учетом всех обстоятельств. При этом суммы налогов к уплате на разных режимах для одного и того же бизнеса могут отличаться в 10 и даже более, чем в 100 раз! Это абсолютно реальные цифры, а о том, как мы их получили, расскажем чуть позже.

В том, что выгоднее открыть в плане налоговой нагрузки (ИП или ООО), надо разбираться индивидуально в каждом конкретном случае. Скорее, здесь больше имеет значение не организационно-правовая форма, а выбранная система налогообложения.

Ситуация простоя в бизнесе

Плавное продолжение вопроса с налоговой нагрузкой – кому дешевле поставить бизнес на паузу? Случается, что всё начинается хорошо, есть клиенты и покупатели, а потом наступает затишье. Что делать в этом случае? Закрываться или подождать, когда ситуация наладится?

Сначала про ИП – при любом раскладе предприниматель должен платить за себя страховые взносы. В принципе, сумма не так уж обременительна, да и взносы — это не налоги, а отчисления на пенсию. Но все равно, не хотите платить взносы, снимитесь с регистрационного учета. Это займет всего 5 рабочих дней, а от вас потребуется только заявление и госпошлина на 160 рублей. Надо будет – зарегистрируетесь снова за 3 рабочих дня.

Фирме без работников и налогооблагаемого имущества (недвижимость и транспорт), которая приостановила деятельность, проще пробыть в режиме стагнации. Ликвидировать ООО дольше и дороже, чем ИП сняться с учёта. Если перспективы у бизнеса есть, отправьте директора в неоплачиваемый отпуск и ждите лучших времен. Только не забывайте сдавать нулевую отчётность.

Равенство перед законом

По необъяснимым причинам штрафы по административным нарушениям для ООО в несколько раз выше, чем для ИП. Причём, наказывают не только организацию, но и отдельно её руководителя. Один из таких показательных примеров – штраф за нарушение при размещении наружной рекламы:

  • на руководителей организаций и ИП - от 3 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Ещё одна необъяснимая ситуация – запрет в отношении индивидуальных предпринимателей заниматься некоторыми направлениями бизнеса (продажа и производство крепкого алкоголя, страхование, микрофинансовая и кредитная деятельность, ломбарды и др.) Из последних предложений – запретить ИП продажу пива в розницу (оптовой торговлей пивом им и так уже нельзя заниматься). Почему? Веских аргументов на запреты законодатели не приводят.

К индивидуальным предпринимателям власти относятся как к бизнес-малышам: штрафы для них ниже, но и в занятиях некоторыми видами деятельности ИП ограничены. Если не хотите иметь никаких ограничений по сферам бизнеса, регистрируйте юридическое лицо.

Административное сопровождение деятельности бизнеса

Здесь имеется в виду, насколько сложно документально сопровождать предпринимательскую деятельность в формате ИП и ООО. Ответ здесь однозначен – больше бумажной волокиты с организацией. Здесь и обязанность вести бухгалтерский учёт, и корпоративная документация (протоколы, решения, приказы), и регистрационные сложности.

Причем, при первичной регистрации ИП и ООО различия не очень большие. Но затем, когда бизнес уже ведётся, юридические лица обязаны сообщать в налоговую инспекцию о всех мало-мальски значимых событиях: смене директора или адреса, операциях с долей и уставным капиталом, изменении состава участников, текста устава и прочее. Предпринимателю в этом плане намного проще, изменения его паспортных данных автоматически передаются в ИФНС. Единственное, о чём приходится сообщать – это об изменении видов деятельности ИП.

В принципе, обслуживание деятельности ООО легко передать на аутсорсинг, поэтому, при наличии свободных средств, сложность документального сопровождения нельзя считать существенным минусом юрлица.

Регистрационные процедуры

Выбрали между ИП и ООО? Теперь надо подать документы на регистрацию в налоговую инспекцию или МФЦ. Предпринимателей регистрируют по месту прописки, а ООО – по юридическому адресу, которым может быть не только офис, но и прописка директора или учредителя.

Примечание: вносить уставный капитал ООО (минимум 10 000 рублей) сразу при подаче документов уже не требуется. На это есть четыре месяца после регистрации.

Варианты подготовки документов:

1. Скачать бланки заявлений на сайте ФНС и заполнить самостоятельно;

2. С помощью специализированного бесплатного онлайн-сервиса, например, Regberry.ru;

3. Услуги юриста-регистратора (стоимость подготовки комплекта документов от 500 до 5000 рублей). Регистрация под ключ с сопровождением до получения готовых документов обойдется ещё дороже.

Если заявитель лично подает документы, то заверять их у нотариуса не требуется, просто с собой надо иметь паспорт для идентификации личности. При подаче почтой или через представителя документы надо заверять. На регистрацию ИП и ООО закон отводит одинаковый срок – три рабочих дня с даты подачи заявления. Способ получения документов выбирает сам заявитель: почтой, при личном визите или через представителя.

Вот, собственно, и всё, ничего сложного в процессе регистрации бизнеса в России нет. Вполне можно справиться самостоятельно. Удачи и стабильных доходов!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем