Главное Авторские колонки Вакансии Образование
16 164 9 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

7 проблем начинающего ИП и их решение

Наш бесплатный сервис по подготовке документов для ИП и ООО уже четыре года помогает создать собственный бизнес. Естественно, мы в курсе проблем, которые возникают у наших пользователей после регистрации, особенно у тех, кто начинает работать без бухгалтера.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Трудность заключается в том, что нет какого-то одного закона, где описаны все грабли, на которые по незнанию наступает большинство новичков. Соответственно, нет единых рекомендаций о том, как избежать штрафов и нервных разговоров с проверяющими.

В этой статье мы хотим обозначить основные болевые точки и рассказать, какие возможны проблемы при незнании обязанностей начинающих ИП-шников. На самом деле, если все делать правильно и вовремя, малый бизнес не так уж травмоопасен (проверено личным опытом нашей команды).

1.Выберите налоговый режим, на котором будете работать

Понимать, какие налоги вы будете платить со своей предпринимательской деятельности, желательно ещё на этапе планирования, т.е. до регистрации ИП. Не советуем ориентироваться на расхожий миф о невыносимости налогового бремени малого бизнеса в России.

На самом деле, налоговая нагрузка индивидуальных предпринимателей часто оказывается даже ниже, чем у наёмных работников. Но, чтобы платить налоги по минимуму, надо вовремя подать заявление о переходе на льготный спецрежим. Упустили сроки – работайте на общей системе и платите по полной!

Подробное сравнение налоговых режимов для ИП с конкретными примерами расчётов мы уже сделали на Спарке в статье Правильный выбор налоговой системы на старте нового проекта, но если эта тема вызывает у вас зубовный скрежет, то просто найдите грамотного бухгалтера и расскажите ему, чем планируете заниматься. Поверьте, потом ещё не раз похвалите себя за предусмотрительность.

Практически всегда можно выбрать вариант налогообложения, на котором вы будете платить, как минимум, в два раза меньше налогов, чем на общей системе. Если грамотный бухгалтер не находится у вас на расстоянии вытянутой руки, обратитесь к нам за бесплатной консультацией по налогообложению.

Если с выбором системы налогообложения вы уже определились, то формы заявлений для перехода на льготные режимы, образцы заполнения, условия и сроки есть на нашем портале:

Возможные проблемы: собственно, это даже не проблема, а досадная ошибка, последствия которой приходится оплачивать из своего кармана. Но если вы не по своей воле оказались на ОСНО (иногда эту систему выбирают осознанно), не расстраивайтесь, это не навсегда. Изменить режим можно накануне нового года, подав соответствующее заявление. Если ждать нового года долга, то рекомендуем вам сняться с учёта (закрыть своё ИП), а потом снова его зарегистрировать, подав заявления на нужную систему налогообложения. Такой вариант тоже возможен и не займёт у вас более 3 недель.

2.Вовремя сдавайте отчётность своего режима

Здесь все довольно просто – ИП не ведут бухучёт, но налоговые декларации надо сдавать в срок, даже если деятельность не ведётся:

  • на ЕНВД – квартальные декларации до 20 апреля, июля, октября, января соответственно за каждый квартал;
  • на УСН – одна декларация по итогам года не позднее 30 апреля;
  • на ЕСХН – одна годовая декларация не позднее 31 марта;
  • на ОСНО – годовая декларация 3-НДФЛ не позднее 30 апреля и ежеквартальная декларация по НДС (до 25 апреля, июля, октября, января соответственно).

ПСН – единственная налоговая система, декларации на которой не сдаются, потому что расчёт налогов производится сразу при оформлении патента.

Возможные проблемы: блокировка расчётного счёта ИП, а также штраф в размере от 1 000 рублей и до 30% суммы налога, который надо уплатить по этой декларации.

3.Платите взносы на свое страхование

Каждый, кто зарегистрировал ИП, должен платить взносы на свое пенсионное и медицинское страхование. Обязательная сумма взносов привязана к МРОТ, поэтому каждый год растёт. В 2017 году это минимум 27 990 рублей, но если в статусе ИП вы не полный год, то сумма соответственно уменьшается. Крайний срок уплаты – 31 декабря текущего года.

Взносы надо платить, даже если бизнес не ведётся, доходов от него нет, вы на пенсии или работаете по найму. Вам это кажется несправедливым? Не только вам. Суды всех инстанций неоднократно рассматривали дела в отношении предпринимателей, которые не платили взносы, т.к. от бизнеса доходов не получали. Итог всегда один – ИП обязывали выплатить взносы плюс пени и судебные расходы.

Правда, Налоговый кодекс предусматривает несколько ситуаций временной неуплаты взносов, среди которых уход за ребенком до полутора лет или служба по призыву. Чтобы не платить взносы при отсутствии доходов, возможно, предпринимателю стоит сняться с учёта. В любой момент ИП можно зарегистрировать заново.

Если же у вас активная предпринимательская деятельность, и вы работаете на УСН Доходы или ЕНВД, то за взносы переживать особо не стоит. Дополнительно вы можете уменьшить рассчитанный налог на сумму от 50% до 100% от величины ваших уплаченных взносов (например, ИП на УСН без работников может уменьшить свой налог с дохода на 100% от уплаченных взносов).

Возможные проблемы: в 2017 году контроль за уплатой взносов передали от Пенсионного фонда налоговым инспекциям. Причина – низкая собираемость взносов фондами. ФНС не только активнее, чем ПФР, требует своевременной оплаты, но и добилась ужесточения ответственности за неуплату взносов – вплоть до уголовной. Долги по взносам и налогам продолжают висеть на физлице, даже если ИП закрыто, поэтому рано или поздно их придётся погасить, но уже с учетом пени.

4.Определитесь, нужен ли вам кассовый аппарат

С большой вероятностью кассовый аппарат будет вам нужен сейчас или в недалеком будущем (с 1 июля 2018 года). Последние изменения в закон о ККТ (54-ФЗ) существенно расширили области обязательного применения кассовой техники.

Если раньше чек выдавали только при расчётах наличными или картой, то теперь он нужен практически при любом способе оплаты: наличные, карта, электронные деньги, терминалы, платёжные системы и даже перечисление на расчётный счёт.

Дело в том, что законодатели хитро заменили в законе понятие наличные денежные расчёты на просто расчёты. Трактовка этого понятия теперь звучит так: расчёты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

А уж под электронные средства платежа можно подогнать что угодно, в том числе, платёжное поручение в банк. По крайней мере, Минфин и ФНС уже высказались по этому поводу, издав соответствующие письма. Специалисты сейчас спорят по вопросу применения касс при перечислении на расчётный счёт, возможно, что налоговики свою точку зрения всё-таки изменят.

Итого, онлайн-кассы в обязательном порядке применяют:

  • с 1 июля 2017 года на всех налоговых режимах, кроме ЕНВД и ПСН (исключение - торговля алкоголем, касса здесь нужна в любом случае);
  • с 1 июля 2018 года – плательщики ЕНВД и ПСН;
  • с 1 июля 2018 года – при оказании услуг населению (до этой даты можно оформлять БСО типографского изготовления).

Ситуации, когда ККТ однозначно не нужна, приводятся в статье 2 закона № 54-ФЗ. Их совсем немного, и среди них такие экзотические, как торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином (интересно, кто в последний раз покупал керосин на разлив?).

Причём, продавцу недостаточно просто купить и установить кассовый аппарат. Надо ещё заключить договор с оператором фискальных данных, который передает данные о продажах в налоговую инспекцию. Естественно, услуги ОФД платные плюс будьте добры поддерживать бесперебойную интернет-связь. Применять кассы старого образца можно только в труднодоступных и удалённых местностях.

Возможные проблемы: торговля или оказание услуг без применения ККТ наказывается по статье 14.5 КоАП РФ. Для ИП это штраф от 25% до 50% суммы расчёта, но не менее 10 000 рублей.

5.Правильно оформляйте наёмный персонал

Индивидуальный предприниматель – такой же работодатель, как и юридическое лицо. Если с ИП работают члены его семьи, их тоже надо оформлять в качестве работников, особенно когда они на виду – торгуют или оказывают услуги.

Как работодатель ИП должен:

  • Заключить трудовой или гражданско-правовой договор с работником.
  • Каждый месяц платить за работников страховые взносы (обычно 30% от зарплаты, если нет права на пониженные тарифы).
  • Сдавать отчётность за работников (её много, и она сложная, поэтому лучше передать этот учёт на аутсорсинг или использовать бухгалтерский онлайн-сервис).

Возможные проблемы: за уклонение от заключения договора с работником штраф – от 5 000 до 10 000 рублей. При несвоевременной уплате взносов (при условии, что они правильно начислены) дополнительно придётся заплатить пени.

6.Откройте расчётный счёт

ИП не обязаны открывать расчётный счёт, но его наличие существенно упрощает ведение бизнеса. Тем более, что удовольствие это недорогое. Сейчас всё больше банков берут за ведение счетов ИП очень скромные суммы (до 1 000 рублей в месяц).

Почему мы советуем ИП открывать расчётный счет? Во-первых, так вы даёте возможность своим покупателям и заказчикам расплатиться любым удобным для них способом, а не только наличными деньгами. Во-вторых, вам самим проще и быстрее перевести оплату контрагенту по договору на его расчётный счёт. В-третьих, так вы не рискуете превысить лимит наличных расчётов между субъектами предпринимательской деятельности (100 тысяч рублей в рамках одного договора).

Возможные проблемы: за превышение лимита и другие нарушения при оформлении наличных расчётов на ИП налагается штраф по статье 15.1 КоАП РФ – от 4 000 до 5 000 рублей. О том, почему не стоит в бизнесе использовать свой текущий счёт физлица, мы уже рассказывали на Спарке.

Кстати, т.к. мы активно работаем с начинающими предпринимателями и постоянно отвечаем на их вопросы, где лучше всего начинающим открыть свой первый расчётный счёт, то получили от ряда известных банков специальные предложения, которых нет на официальных страницах банков.

Например, рекомендуемый нами Альфа-банк готов нашим пользователям открыть расчётный счёт и предоставить 3 месяца обслуживания совершенно бесплатно (ссылка тут). Тинькофф Банк всем нашим пользователям готов добавить по одному месяцу бесплатного обслуживания: на сайте банка 2 и 6 месяцев, у нас 3 и 7 месяцев бесплатного обслуживания (вот тут). Открытие также готов давать всё бесплатно, включая 3 месяца обслуживания (тут).

7.Подайте уведомление о начале предпринимательской деятельности

Многие направления малого бизнеса, которыми заняты ИП, находятся под особым контролем Роспотребнадзора и других надзорных органов. Это все бытовые услуги, гостиницы, общепит, оптовая и розничная торговля многими группами товаров, перевозки грузов и пассажиров, производство продуктов, одежды, обуви и др.

Полный список видов деятельности, о начале осуществления которых надо сообщать, смотрите в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. Перед тем, как вы начнете оказывать услуги, торговать или заниматься любым бизнесом из этого списка, надо подать уведомление о начале деятельности.

Возможные проблемы: штраф по статье 19.7.5-1 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 рублей.

В итоге краткий список рекомендаций для ИП-новичков получился таким:

  1. Уделите время на расчёт и выбор наиболее выгодного для вас налогового режима
  2. Организуйте свою бухгалтерию заранее и вовремя сдавайте отчётность
  3. Не забывайте платить взносы на свое страхование даже при простое
  4. Определитесь, нужен ли вам кассовый аппарат
  5. Правильно оформляйте наёмный персонал
  6. Подумайте про открытие расчётного счёта (не обязательно, но желательно и удобнее)
  7. Проверьте, надо ли вам для вашего вида деятельности подать уведомление о начале предпринимательской деятельности

Конечно, этим обязанности предпринимателя не ограничиваются, поэтому если у вас возникают вопросы, задавайте их в комментариях. На самом деле, сильно переживать из-за этой бумажной рутины не стоит, просто надо один раз наладить учёт.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем