Как я бросил универ и вышел на доход 90 тысяч рублей с помощью дизайна
На дворе 2017, я за неделю набираю клиентов на месяц вперёд. И так три месяца подряд. Июнь почти занят. Полный Sold Out! Никаких финансовых вложений в маркетинг и затрат на продвижение. Только сарафанка и контент.
Как я это сделал?
Расскажу дальше. А заодно подбодрю ребят, которые тоже хотят заняться своим делом.
Отматываем на два года назад...
Наивный мальчик с мечтами о дипломе
В 2014 году я поступил в Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, на кафедру Реклама и Связь с общественностью. Да, именно всё с большой буквы. Мечтал, знаешь ли, рекламировать и связываться.
Помнишь, зачем ты поступаешь или поступал в универ? Я, например, чётко знал цель: маркетинг в социальных сетях. До поступления в ВУЗ читал книги на эту тему, Дмитрий Румянцев — ван лав, изучал основы маркетинга и готовился стать крутым специалистом. Соответственно и на специальность поступал осознанно. Судя по всему, в нашей группе таким осознанным был только я.
Но ВУЗ разбил розовые очки. За две недели на кафедре я понял, что почти все преподаватели — теоретики, а основы маркетинга по Котлеру предстоит изучать лишь к концу второго курса.
Круто поступил, скорее даже вляпался...
Совет 1
Не пинай дохлую собаку. Если тебе что-то не нравится — пробуй это изменить. Но не нужно продолжать делать то, что не ведёт к результату.
Я понимал, что в универе ловить нечего. Вместо того чтобы слушать унылые лекции, я выходил на спикеров-практиков в области маркетинга и приглашал выступить. Так познакомился с Игорем Писарским — агентство R.I.M. Porter Novelli и Денисом Тереховым — агентство SNMG.
Чтобы не тратить впустую время на ВУЗ, я попробовал фрилансить... за копейки. Написал своё первое коммерческое предложение и отправлял всем, кто ищет SMM-щика.
Совет 2
Не жди у моря погоды, а предлагай свои услуги. Поверь, вокруг много людей, которым нужны твои умения и знания. А если ещё совсем сопляк, то отрабатывай навыки за маленький прайс — тренируйся на кошках. Только помни, что если взялся помогать, то делай на Отлично и отвечай за ошибки.
Катя и неловкий фриланс
Первые проекты свели меня с Катей Павловой. Она ведёт курс Организация и soldout продвижение концертов и помогает музыкальным группам собирать полные залы фанатов. Катя классная. Она решила помочь бедному фрилансеру и инвестировала в меня 700 ₽ — стоимость сервиса Церебро на месяц.
Помогая Кате, я работал с мастерами хендмейд ярмарки 4 сезона, проводил конкурсы для музыкальной группы Сухие и много чего ещё. Так я вступил на путь таргета и немного прокачался в ведении сообществ.
Чем больше я углублялся в SMM, тем сильнее разочаровывался в универе. А когда попал к Марине Зак на стажировку в агентство WebStep, то разочаровался вдребезги.
В агентстве я вёл сообщества крупных заказчиков и у меня это хорошо получалось. Я понимал, что смогу на этом зарабатывать, вместо того, чтобы просиживать на бесполезных парах.
У меня созрел план.
Я ухожу с универа, за который платил 197 тыс. рублей в год и начинаю сольный путь в SMM.
Совет 3
Если решил что-то сделать, то сделай. Возможно, ты пожалеешь, но в итоге хуже не станет.
Яна, любовь и первые шаги в дизайне
Знаешь, какая главная польза от универа? Там я встретил Яну — мою будущую девушку. Она оказалась отличным дизайнером. К моим навыкам в SMM добавился классный человек со вкусом прекрасного.
Первым заказчиком, который попросил оформить сообщество — мой преподаватель по Истории рекламы — Мария Лукьянчикова.
Сегодня этот дизайн мне кажется слабым. Но это нормально. Если ты не в восторге от своих прошлогодних работ — значит вырос в профессиональном плане. Но это неточно.
Весной 2015 года я отучился в Школе SMM-специалиста от NextMedia. Знания прокачал — ценник поднял в два раза. Но поиск клиентов на продвижение в социальных сетях давался тяжело, зато поиск клиентов на дизайн, наоборот, получался легко.
На втором курсе я продолжал приглашать в университет экспертов SMM: Феликс Зинатуллин — создатель сервиса Церебро, Теххи Полонская — глава маркетингового агентства Брусника, Роман Шарафутдинов — соучредитель компании по написанию книг под ключ BookMade, Дмитрий Воробьёв — генеральный директор компании Lid-X. Сначала для спикеров выделили актовый зал, но ректор посчитал, что физкультура важнее и запретил выступления. Тогда мы договаривались с преподавателями и приводили спикеров прямо на лекции. Меня могли отчислить за такой трюк.
И я решил окончательно — ухожу!
Совет 4
Если ты развиваешься в какой-то теме, то ищи общения с экспертами рынка. Среди профессионалов много тех, кто готов делиться знаниями и помогать в росте.
В ж*пу универ и странные заказчики
В мае 2016 года, во время весенней сессии второго курса я отчислился.
В то время 60% дохода приходил благодаря дизайнерским работам Яны. Она бросила универ на год раньше меня, чтобы развиваться в области дизайна и следить за бытом дома. Да, тогда мы уже жили вместе.
Чек за дизайн мы подняли на 50%. Переживали, что заказчики не будут заказывать у нас, но вышло иначе. Количество заказов удвоилось. Как выяснилось, заказчиков смущало, что мы берём очень мало и боялись развода. Этой логики я не понимаю до сих пор.
Совет 5
Растёт твой скилл — повышай цены. Халявщики отсеются, а придут те, кто готов платить за качественную работу.
Офисный опыт и рабочий завал
Мне не хватало навыков в общении с клиентами. Поэтому я устроился на работу в Агентство Х, чтобы прокачать навыки агента по продажам. И скажу так... Агентство — это огромный и медлительный организм, где нет возможности погрузиться в проект или быстро обучиться чему-то. Я вёл параллельно семь проектов, и сверху каждый день делал кучу КП. Плюс, с Яной решили сменить комнату в коммуналке на отдельную квартиру. Поэтому я параллельно фрилансил.
Забавно, что Агентство Х работало с проектами, у которых бюджеты вдвое меньше, чем я брал на фрилансе. Это тревожный звоночек. Проработав в агентстве полгода, в ноябре 2016 года полностью ушёл во фриланс. У нас как раз появился первый по-настоящему крупный клиент — Декатлон.
Совет 6
Иногда нужно вджобывать по полной программе, чтобы получить желаемое. Боишься работы — останешься на месте.
Сложное решение и Закон Парето в действии
С ноября по декабрь 2016 года я не справлялся с объёмами, которые навалились на меня, качество работы упало. Я перегорел. Это отпугивало и моих заказчиков и Яны. В итоге оба направления: SMM и дизайн — просели по качеству.
В январе 2017 года мы оценили всё, чем занимаемся. По Закону Парето оказалось, что услуги по дизайну приносят 80% результата при 20% усилий.
Решение трудное, но от SMM-продвижения пришлось отказаться.
Совет 7
Всех денег не заработать, везде не успеть. Найди, что приносит больший доход при меньших усилиях и вкладывайся в это. Чтобы понять эту простую истину, мне понадобился год!
Сарафанка, крутые клиенты и квантовый скачок
В январе мы получили два первых заказа на создание лендингов: Елена Гойна — уборка квартир Друзья и Алексей Лазутин — крутой SEO спец.
Так как я отпустил SMM, мы сконцентрировались на повышении качества услуг по дизайну. В итоге клиент получал хороший результат за короткий срок. Нас стали рекомендовать.
Сарафанное радио в деле — заказчики приходят по совету коллег, а наши доходы растут.
К нам идут: NextMedia — коммуникационное агентство, Константин Григорьев — жгучий таргетолог, Pepper.Ninja — сервис по сбору активной аудитории в социальных сетях.
Совет 8
Делай свою работу хорошо. Сделал плохо — клиент в лучшем случае не рассказал о тебе никому, в худшем рассказал, что ты плохой исполнитель. Сделал хорошо — мелодия сарафанного радио разнесётся по сети.
И как у нас дела сейчас?
Вспоминай начало статьи)
На дворе 2017, я за неделю набираю клиентов на месяц вперёд. И так три месяца подряд. Июнь почти занят. Полный Sold Out! Никаких финансовых вложений в маркетинг и затрат на продвижение. Только сарафанка и контент.
Вот такие дела.
Я рассказал историю роста, говорил, как повышал цены, давал советы. Теперь можно посмотреть на график роста доходов.
Дальше график будет расти выше. Мы уже расширяемся: взяли в команду дизайнера и копирайтера.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Надеюсь, моя история поможет посмотреть на свою ситуацию с другой стороны, а может, над головой вспыхнет лампочка идеи.
Советы из статьи
1. Не пинай дохлую собаку. Если тебе что-то не нравится — пробуй это изменить. Но не нужно продолжать делать то, что не ведёт к результату.
2. Не жди у моря погоды, а предлагай свои услуги. Поверь, вокруг много людей, которым нужны твои умения и знания. А если ещё совсем сопляк, то отрабатывай навыки за маленький прайс — тренируйся на кошках. Только помни, что если взялся помогать, то делай на Отлично или отвечай за ошибки.
3. Если решил что-то сделать, то сделай. Возможно, ты пожалеешь, но в итоге хуже не станет.
4. Если ты развиваешься в какой-то теме, то ищи общения с экспертами рынка. Среди профессионалов много тех, кто готов делиться знаниями и помогать в росте.
5. Растёт твой скилл — повышай цены. Халявщики отсеются, придут клиенты, готовые платить за качественную работу.
6. Иногда нужно вджобывать по полной программе, чтобы получить желаемое.
7. Боишься работы — останешься на месте. Всех денег не заработать, везде не успеть. Найди, что приносит больший доход при меньших усилиях и вкладывайся в это. Чтобы понять эту простую истину, мне понадобился год!
8. Делай свою работу хорошо. Сделал плохо — клиент в лучшем случае не рассказал о тебе никому, в худшем рассказал, что ты плохой исполнитель. Сделал хорошо — мелодия сарафанного радио разнесётся по сети.