Минутки финансовой грамотности: что такое мисселинг
Чаще всего встречается в банках при продаже страховок, паев фондов, структурных продуктов, иногда — отдельных облигаций и акций. Бывает мисселинг и у брокеров, но там проблема стоит не так остро, поскольку контингент в основном финансово грамотный.
Информация — скорее для ваших родных и знакомых, которые страдают от недостатка финансовой грамотности. Хотя за годы общения с инвесторами, я и среди них видел немало пострадавших от элементарных разводок.
В чем подвох? От клиента утаивается информация о рисках инструмента, который преподносится как что-то надёжное и безобидное. Так же часто скрываются реальные комиссии и прочие издержки. В выигрыше банк — он получает больше агентского вознаграждения, и сотрудник — он заинтересован в бонусах.
Проблема в том, что мисселинг не квалифицируется как прямое мошенничество. ЦБ может пожурить, сделать предупреждение о том, продавать не то, за чем обратился клиент, неэтично и некрасиво. Борьба с ним вроде и ведётся, но по моим наблюдениям такой практики не становится меньше.
Как противостоять попыткам всучить рискованный, дорогой или просто ненужный продукт?
1. Не торопиться подписывать договор, не пренебрегать его деталями и не лениться читать мелкий шрифт.
2. Не стесняться задавать уточняющие вопросы, можно даже под запись, только предупредить об этом продавца.
3. Взять паузу — это полезно вообще во многих жизненных ситуациях, при покупке финансового продукта — тем более. Забрать домой распечатку договора и полный текст условий (рекламного буклета недостаточно).
4. Вашим близким стоит посоветоваться со знающим человеком, например, с вами.
Вы встречались с подобным, как реагировали?