Главное Авторские колонки Вакансии Образование
213 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как придумать идею для бизнеса, которая точно сработает (или нет)

Современный мир IT устроен таким образом, что можно продавать даже ожидания ещё до того, как у тебя появилось что-то осязаемое. Если у вас прямо сейчас есть идея для бизнеса — эта статья для вас. Как не похерить мысль, как довести ее до ума, как показать трекшн если нет денег и т.д.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Деньги, слава, два ствола

Меня зовут Евгений Боровков, и я предприниматель. Уже 5 лет я занимаюсь развитием своей компании «Искусство Автоматизации». Помогаю другим компаниям улучшить рабочие процессы с помощью хорошего софта и классно работающих чат-ботов.

А ещё я сделал Structura.app — этот инструмент помогает всего за 10 минут создать прототип своего будущего сайта.

Если вы давно подумывали открыть своё дело, но ожидания с реальностью не связывались и как будто всегда чего-то не хватало, попробуйте мой подход.

Работаем с идеей

Когда вам впервые в голову приходит какая-то идея, не спешите работать именно с ней. Скорее всего, её форма или содержание поменяются ещё несколько раз.

Чтобы это произошло как можно раньше — и у вас получилась золотая отполированная идея, полностью готовая к работе — рекомендую следующее:

  • Запишите идею. Я пишу их в отдельный чат в Телеграме. Если вовремя не записать, потом можно будет и не вспомнить.
  • Посмотрите, есть ли у этой идеи аналоги. Часто бывает, что вашу мысль уже реализовали. Или кто-то собирается её реализовать в ближайшее время и даже уже написал статью об этом.
  • Переспите с идеей. Часто гениальные мысли, придуманные вечером, на утро оказываются обычным бредом. Для этого мы идею и записываем — чтобы проверить формулировку и убедиться, что да, это действительно гениально или да, это точно бред.
  • Расскажите о вашей идее трём друзьям. Что они говорят? Запомните или запишите их реакцию.
  • Расскажите то же самое маме. Получается объяснить так, чтобы она поняла? Если нет, переформулируйте мысль и расскажите снова.
  • Теперь задайте вопрос себе: чего не хватает для реализации? Всё ок даже после сбора обратной связи? Тогда идём дальше.

Если вы проверили идею и всё-таки решили создавать новый продукт, то надо убедиться и в наличии спроса.

Методички по созданию продуктов и тестированию гипотез говорят нам о том, что надо проводить кастдевы, «ударять» свою гипотезу об аудиторию и вот это вот всё.

Но я хотел бы вмешаться в них и открыть глаза будущим фаундерам на то, что этот самый «удар об аудиторию» может быть непредсказуемым.

Предприниматель «ищет» свою аудиторию. А ищете ли свою аудиторию вы?

Например, вы можете пойти по знакомым или по чатам в Телеграме в поисках того, кто с вами будет готов что-то обсуждать. Но непонятно, зачем этому человеку тратить на вас время?

Конечно, можно было бы предложить ему что-то взамен. Но лучше сразу сфокусироваться на той ЦА, у которой есть потребность в вашем продукте уже сейчас. Тогда вам захотят уделять всё своё время, какое только потребуется.

Другой более практичный вариант: написать статью, выпустить её и посмотреть, как на вашу идею будет реагировать потенциальная аудитория. И это будет даже лучше, чем кастдев — ведь в таком случае уже не вы будете искать аудиторию, а она вас.

Пишите понятно: просто и ёмко. Без длинных предложений и внешних ссылок.

Рассказывайте правду: почему пришла такая идея, как вы её видите, какая её конечная цель, чего вы прямо сейчас не понимаете, сколько хотите денег, людей или времени.

Ещё можно добавить небольшое видео с вашими живыми эмоциями. Но это не обязательно — только если готовы его записать.

Завершите мысль на мягкой ноте: «Если вам понравилась моя идея или вы испытываете те же проблемы, то напишите мне, обсудим детальнее». ВСЁ!

Опубликуйте готовую статью на бизнес-площадки или куда-то ещё, в чём вы точно уверены. А вот чего не нужно делать, так это бояться, что вашу идею украдут или что над вами будут смеяться.

Если вы грамотно и вдумчиво подойдёте к написанию материала, то вероятнее всего вы даже повысите свою компетентность в глазах читателей. И кто-то придёт в комментарии, чтобы поддержать ваши начинания.

Проверяем гипотезу

Сформулировали рабочую идею, собрали обратную связь, рассказали об идее миру — даже нашли crawling crowd (жаждущую толпу). Дальше переходим к работе с ожиданием продукта.

Да, вам ещё понадобится много чего: и деньги на проект, и команда для реализации. Но в этот раз я делаю акцент на маркетинге — а он может быть экономным и даже не требовать найма новых людей.

Начните с подогрева интереса. В этом вам помогут любые доступные инструменты. Вы можете каждый день загружать Reels и отправлять посты в Телеграме. Или каждую неделю публиковать длинные видео на YouTube и писать статьи на VC.ru.

Задавайте себе вопросы: интересно ли моей публике это читать, увеличивается ли она. Если не увеличивается, то надо что-то менять и пробовать по-другому. Если не интересно и уменьшается, то надо срочно что-то менять.

Подумайте, что было бы уместно публиковать. Как раскрывать тему. От качественной подачи зависит и реакция аудитории.

На каком-то этапе это может вам заменить трекшн в деньгах, ведь компания периодически должна показывать положительную динамику, если она зависит от инвесторов. Пока не можете заработать деньги — зарабатывайте активность.

Собирайте лайки и репосты — лишними не будут

Чтобы содержание контента было качественным, и вы могли собирать достойные реакции, нужно понять, для какой аудитории вы в этот момент работаете.

Это подходящий момент, чтобы декомпозировать идею и аудиторию, выписать всех, кого вы считаете вашими клиентами. Прямо в столбик: покупатель, потребитель, контекст потребности.

Если непонятно, в чём между ними разница, то приведу мой самый любимый пример: у детских игрушек покупатель — родитель, а потребитель — ребенок. Контекст потребности — совместный поход в магазин, когда ребенок захотел игрушку.

Расписали аудиторию, разбили на сегменты в B2B и B2C, теперь обратимся к лестнице Ханта. Она поможет понять, на какой ступени осознания потребности находятся ваши потенциальные клиенты. А может, даже подскажет, где найти сразу много клиентов с небольшой конкуренцией на рынке.

Лестница Ханта показывает, что с одинаковой потребностью люди по-разному подходят (или не подходят) к решению проблемы. Кто-то может прям страдать и искать, кому бы заплатить денег, чтобы поскорей от проблемы избавиться, а кто-то может даже не подозревать, что у него такая проблема есть.

Гипотетическая лестница с гипотетическими людьми. Наша задача — сделать их конкретными

Такой подход поможет понять, как разговаривать с людьми на разных ступенях. У нас в России, да и часто во всём мире, в основном все работают с клиентами только на последней, пятой ступеньке, и реже кто-то касается четвёртой. Ещё реже кто-то пытается касаться третьей. На второй и первой, как правило, вообще никого нет.

Кажется, что проще работать сразу с «готовым» клиентом, а не «растить» его месяцами. И это нормально, если вы пока не хотите погружаться в детали, и деньги нужны именно сейчас. Но сам факт анализа даст вам много интересных мыслей — и полезных не всегда только для бизнеса.

Продвигаем всё, что продвигается

Распределили всех потенциальных клиентов по ступеням лестницы Ханта, подумали о проблемах центричности контента, проанализировали HADI циклы.

Дальше нам понадобится просчитанная юнит-экономика и какой-то бюджет на тестирование разных каналов трафика.

Для этого мы пишем статьи на разные площадки (VC, Пикабу, Дзен, ADPASS и т.д.), делаем таргет в VK и контекстную рекламу в Яндекс.Директе. Закупаем рекламу в Телеграме, у инфлюенсеров на YouTube и у нишевых блогеров со своими площадками. Делаем е-мейл рассылку, WhatsApp рассылку, рассылку по VK... Ну, вы поняли.

Если какой-то из каналов не даёт предполагаемый результат, попробуйте ещё пару других идей в этом же канале. Если и после трёх попыток эффекта не будет, меняйте канал.

Если у вас хорошо получается думать одновременно о многом, попробуйте продвигаться сразу на нескольких площадках и заставлять их работать в этот момент как единое целое.

Формируем конечную точку

Мы начали с идеи, но за ней будет идти уже что-то осязаемое. Новый продукт или целая отдельная компания.

Какая конечная цель будет вас ждать? Вы можете превратить свой стартап в дивидендный бизнес или продать его за хорошую цену, дождавшись нужного момента.

Что бы вы ни выбрали, продолжайте поддерживать уже созданное ранее и не бойтесь экспериментировать с новыми форматами.

Если помнить о конечной точке, вопросов о том, что делать прямо сейчас, у вас точно не будет. А варианты можно придумывать самому или подглядывать в подобных материалах.

***

Это были мои советы из главы, которую я написал для книги «Новая эра в IT» в качестве соавтора. Отдельно про книгу писал в своём Телеграм-канале.

Заглядывайте туда, чтобы пообщаться об идеях и гипотезах подробнее. Вдруг у вас есть вопрос, а я как раз готов его обсудить

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем