редакции Выбор
Чек-лист по разработке чат-ботов
К нам очень часто обращаются заказчики с однотипными запросами. Чтобы как-то автоматизировать ответы для них, мы решили собрать самые частые вопросы в некий чек-лист, который можно держать под рукой. Будет полезно и заказчикам и разработчикам! Если не хочется читать статью целиком, то можно скачать его прямо сейчас по этой ссылке.
Некоторые пункты покажутся очевидными и даже заезженными, но мы все равно их включили. Просто потому, что про них многие забывают при разработке своих продуктов. Прежде чем прорабатывать сложные и заумные механики, оглянитесь назад: вы точно не забыли про простые тезисы?
Теперь развернуто про каждый из пунктов. Что же нужно учесть при разработке любого чат-бота для мессенджера?
Позаботьтесь об описании
Очень часто во многих продуктах страдает описание. Это относится и к сайтам и к приложениям и к ботам. Многие пишут очень заумно и сложно и из-за этого пользователю становится тяжело продраться сквозь дебри информации к сути.
Поэтому первый совет звучит очень просто: позаботьтесь об описании. Оно должно быть коротким, понятным, простым и отражать суть. И кстати, будет не лишним добавить картинку в поле Description в BotFather. Об этом мы писали в этой статье с примерами.
Добавьте немного эмодзи в интерфейс бота
Чаще всего разработчики не добавляют эмодзи совсем. И кнопки (как и бот в целом) выглядит скучно и пресно. Попробуйте разбавить текст с помощью добавления эмодзи. Но не надо перегружать интерфейс!
Бот должен делать то, что от него ожидают
Если вы сделали бота для группового чата, то он не должен реагировать на все подряд и раздражать всех вокруг. Он должен иметь набор команд или ПОНЯТНЫХ функций, которые отрабатывает четко без фантомных приколов. Хороший пример реализации можно посмотреть в этом боте.
Если бот сделан для общения с ним в личке, то убедитесь, что у вас нет тупиковых сценариев. Пользователь должен понимать, что происходит в любой момент времени.
Также позаботьтесь, чтобы при отправке рандомного сообщения не по сценарию (да, пользователи так делают), бот реагировал предсказуемо. Например отправлял сообщение в чат вроде такого: «Я не понимаю. Пожалуйста, воспользуйтесь кнопками ниже».
Иными словами этот тезис можно переформулировать так: у бота должна быть понятная механика. Он не должен вводить пользователя в заблуждение.
Администрируйте бота сами
Этот пункт про безопасность. К нам достаточно часто обращались с вопросом «ой, а админом бота был другой человек, как мне теперь вернуть доступ?». Единственным верным ответом тут может быть: администрируйте своего бота сами. Не надо доверять это третьим лицам.
Про корпоративный номер, кстати, тоже смешно. К нам как-то обратился человек, который завел токен бота на корпоративном номере.
Если вы до сих пор не понимаете, что за токены и что за администрирование, то рекомендуем прочесть эту статью.
Не добавляйте слишком много кнопок
Не у всех пользователей в руках будет последний айфон или просто свежий смартфон. А значит, что размеры экранов и версии мессенджеров у них будут разные. А это в свою очередь значит, что если кнопок будет много, они могут их просто не найти. ПОЭТОМУ: старайтесь не городить огород из большого количества кнопок. Подумайте: а как будет смотреться бот на смартфоне с самым маленьким экраном?
Пользователь не должен терять кнопки
В дополнение к предыдущему пункту. Пользователи часто могут терять кнопки. Особенно, если они еще не привыкли общаться с ботами. Добавьте в функционал своего бота такой метод, который будет раскрывать кнопки каждый раз при взаимодействии с ботом. Поверьте, это снизит количество негатива, если правильно и аккуратно подойти к этой реализации.
Бот не имеет доступа к датчикам смартфона
Старайтесь проектировать логику своего бота с учетом этого тезиса. Бот это не полноценная замена мобильным приложениям. Одна из причин — это как раз отсутствие доступа к датчикам смартфона: акселерометру и т.д. Подробнее про различия чат-ботов и приложений писали в этой статье.
Бот не видит сообщения других ботов
Этот пункт, кстати, совсем неочевиден даже некоторым опытным разработчикам. Боты, созданные с помощью Bot API, не видят других ботов, созданных с помощью Bot API. Тут есть исключения про ботов, созданных с помощью Telegram Web API, но об этом в другой раз.
Упрощайте везде, где это возможно
Это, пожалуй, самый частый совет, который мы даем своим клиентам. Не старайтесь перегружать чат-бота лишними функциями и механиками. Лучше пусть он получится простым, но понятным и логичным, чем перегруженным и отталкивающим.
Эти и еще 25 пунктов мы учитываем при разработке чат-ботов на заказ.
Скачивание чек-листа в формате PDF и в хорошем качестве доступно по этой ссылке.