3 способа моделирования бизнес-процессов
Приведенные в статье примеры бизнес-процессов упрощены в ознакомительных и учебных целях и не могут быть внедрены в действующие системы управления бизнес-процессов без дополнительной детализации. Моделирование бизнес-процессов производится в рамках этапа описания процесса управления бизнес-процессами, результатом которого является модель. В качестве примера будет смоделирован бизнес-процесс "Управление проблемами" (Problem Management).
Описание бизнес-процесса
Бизнес-процесс управления проблемами предназначен для оперативного обнаружения проблем, устранения неполадок и принятия мер для устранения появления таких проблем в дальнейшем. Ниже приведена последовательность выполнения работ для получения результата бизнес-процесса.
Начало бизнес-процесса
Информация о вновь зафиксированных проблемах поступает по двум каналам:
- Service Desk
- Система мониторинга
Выполнение бизнес-процесса
- Информационная система с функционалом "Система принятия решений" собирает информацию о вновь зафиксированных проблемах, категоризует проблему, устанавливает приоритет и сохраняет её в информационной системе обработки проблем.
- Администратор информационной системы обработки проблем назначает ответственного исполнителя заявки на устранение проблем
- Ответственный исполнитель устраняет проблему и по окончанию фиксирует результат в заявке
Окончание бизнес-процесса
Результатом исполнения бизнес-процесса является фиксация результата решения проблемы
Пример бизнес-процесса в EPC
Бизнес-процесс смоделирован в EPC-совместимой нотации с помощью сервиса визуального моделирования bpsimulator.com. Чтение модели производится сверху вниз.
Основным преимуществом нотации EPC является её универсальность использования для различных целей моделирования бизнес-процессов предприятия. Например по такой модели можно составить требования не только к потоку работ (workflow) бизнес-процесса, но и сформировать, например организационную структуру для выполнения таких бизнес-процессов в организации.
Пример бизнес-процесса в BPMN
Бизнес-процесс смоделирован в BPMN нотации с помощью сервиса моделирования бизнес-процессов bpmn.io. Чтение модели производится слева направо.
Модели бизнес-процессов в нотации BPMN легко имплементировать в существующие информационные системы управления потоком работ workflow tool. Этот стандарт описания бизнес-процессов активно развивается и расширяется.
Пример бизнес-процесса в IDEF
Бизнес-процесс смоделирован в IDEF нотации с помощью сервиса графического сервиса gliffy.com. Чтение модели производится слева направо.
По моделям в нотациях IDEF0, IDEF3 удобно анализировать процессы трансформации состояний объектов и субъектов бизнес-процессов. Так же этот стандарт удобен для анализа всех внешних воздействий на процесс, приводящих к тому или иному результату выполнения бизнес-процесса.
На показанных примерах бизнес-процессов прослеживается схожесть используемых объектов нотаций моделирования, таких как функции и связи между ними. Но отличия в нотациях связаны с целью их использования в сферах применения процессного управления компании.