Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Денис Гордиенко 1 101 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

5 причин почему ваш IT-стартап не взлетит

Очень часто, придумав какую-то крутую идею, владельцы проекта настолько в ней уверены, что кидаются в омут с головой. Давайте рассмотрим все детские болезни стартапов и как же всё-таки довести его до крупного бизнеса
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Если это первая статья, которую вы читаете в моём блоге, то пара слов обо мне и почему, собственно, я имею право рассуждать на эту тему :) Меня зовут Денис Гордиенко, я руководитель студии мобильной разработки Bright Mobile. Так исторически сложилось, что моя команда специализируется на запуске стартапов, в частности, маркетплейсов (а-ля Uber, Авито, youdo, Юла и т.д.). За полтора года мы разработали более 130 приложений под стартап идеи и, конечно же, отслеживаем их дальнейшее развитие. Кроме того, у нас есть собственный успешный стартап - готовое решение для запуска приложений заказа услуг Сервис ПИ, который за полтора года заработал на лицензиях более 15 000 000р. и доп услугах ещё 20 000 000р.

По статистике, только 10% бизнеса переживает первый год, а 3% доживает до 3-х лет. Это с бизнесом, а ведь стартап - это не готовая бизнес-модель, это её поиск, поэтому статистика на порядок хуже. Мне, как технологическому партнёру таких проектов, очень обидно, когда твой труд, по сути, остаётся пылиться на полке, вместо того, чтобы приносить владельцу миллионы долларов. Из-за этого я решил выступать не только как программист, но и вести блог о том, как не наломать дров при запуске такого проекта.

Но давайте ближе к теме. На самом деле, я выписал более 30-и проблем, которые встречались минимум в 3-х проектах. Выделить 5, а, тем более, расставить их в порядке критичности было невероятно сложно. И вот что получилось:

5-е место. Отсутствие ценности времени

Ребята, давайте сделаем идеальное приложение, иначе конкуренты увидят MVP и украдут идею

Проблема такого мировоззрения в том, что крайне высок риск что-то сделать не так. Если мы программируем маленький бизнес-процесс, то проверить его можно быстро и моментально же внести изменения, если что-то не так. А если делать слона, то это огромная работа, как с точки зрения анализа, так и с точки зрения модификации. При этом теряется главное преимущество стартапа перед реальным бизнесом - скорость. Представляете, если бы я предложил с первой попытки сделать Яндекс в текущем его виде? Шанс, конечно, есть, но деньги бы Вы поставили на то, что он не взлетит :) Отсюда вывод:

Слона нужно есть по частям, иначе можно подавиться, а проект делать разбив на этапы или спринты, при этом, отслеживая, как реагирует рынок на каждое нововведение. Только так вы получите гарантию, что сделаете не свою фантазию, а проект, за который пользователи будут готовы платить.

4-е место. Непонимание конкурентной среды

Ребята, у нас крутая идея и конкуренции в этой нише нет

Как правило, это крах для проекта. Давайте рассмотрим почему. Стартап - это улучшение какого-то текущего бизнес-процесса. В каменном веке все бегали с куском камня примотанным к палке, потом кто-то придумал плавить медь, тема зашла, и тот кто делал медные мечи всех замочил. Так вот, плавка и применение медных мечей - это выстреливший стартап. Конкуренты, в этом случае, не другие племена, у которых была технология обработки меди, а те племена, которые бегали с каменными топорами. В наших реалиях у того же Uber на старте были конкуренты - это такси, которые вызывались по телефону.

Ищите в качестве конкурентов не клоны вашей идеи, а те бизнес-процессы, которые удовлетворяют потребность в текущих реалиях. Обычно, если инвестору говорят, что у проекта нет конкурентов, то это говорит об одной из двух вещей - рынка нет (т.е. никто за это не будет платить) или вы просто плохо гуглили.

3-е место. Непонимание целевой аудитории

Нашим приложением будут пользоваться все

Так не бывает. Продолжая тему Uber можно тоже написать, что ЦА Uber`a - все. Но есть ряд "НО". Для работы с ним должно присутствовать несколько факторов:

  • У клиента должен быть смартфон. Со стационарника или кнопочного заказать не получится
  • Клиенту должно быть удобнее заказывать через приложение (тут совокупность скорости работы, информирования и т.д.)

Исходя из этого мы берём в ЦА тех людей, кто активно пользуется телефоном и, можем предположить, что это аудитория 20-35 лет. Отсюда можно сделать выводы, что выгоднее рекламировать Uber через интернет. Пример, конечно, очевидный и поверхностный, но разобрав Ваш проект по полочкам можно докопаться до интересных каналов маркетинга, которые будут стоить на порядок дешевле среднестатистических.

2-е место. Обманутые финансовые ожидания

Мы сейчас запустимся, а потом продадим проект в Яндекс, у меня есть связи

Тут могут быть различные вариации - выйдем в Топ сторов потому что приложение крутое, проинвестирует знакомый спонсор и т.д. Суть глюка заключается в том, что почему-то ценность не протестированной идеи для владельца крайне велика и он не может себе представить картину, что такой крутой проект не заинтересует никого. В жизни всё выходит сильно прозаичнее. Никто из инвесторов не будет инвестировать проект, который не подтверждён деньгами. Ведь деньги дают не за красивые глаза, а в расчёте через несколько лет забрать из проекта сумму в 5-20 раз выше, чем даётся сейчас.

Прежде чем убеждать себя и инвесторов в финансовой беспроигрышности проверьте проект малыми деньгами - потратьте на продвижение 10-20 тысяч, посмотрите сколько заработаете и это станет аргументом в переговорах.

1-е место. Боязнь публичности

Давайте сразу сделаем круто, а то идею подсмотрят и украдут

Добрая четверть наших клиентов просят подписать NDA. В крупных компаниях - это норма, ведь там раскрываются финансовые показатели, доступы к внутренним системам и прочая подобная информация. Но в стартапах это пожелание говорит лишь о том, что клиент переживает, что мы, как разработчик, украдём идею и сделаем без него. Это дополняется нежеланием идти спринтами, ведь конкуренты увидят "недоделанное" приложение. Тут целый букет проблем, который несёт такая позиция:

  • Не рассказывая о проекте ты не получишь клиентов.
  • Приложение будет казаться всегда не идеальным
  • Конкуренты сделают быстрее. Точно.

Очень хорошо выступает примером старая цитата с Баш.Орга. Не будь, как Петя :) Из реальных примеров - недавно встречались с человеком, который потратил 2,5 года на разработку приложения такси. При этом, у него 0 пользователей, 0 водителей, сами водители говорят, что не хотят ставить его приложение, но он уверен, что переделав дизайн приложение зайдёт. Однако, реальная то ценность не в дизайне. Таксисты будут готовы платить только тогда, когда там будет большой поток реальных клиентов.

Как проверить свою идею

Надеюсь, что мне удалось донести ключевые беды при запуске проектов. И я буду искренне рад, если моя статья поможет научиться на чужих ошибках. Напишите мне, если нужно придумать, как огромный проект разделить на логические итерации запуска или, вообще, проверить идею проекта.

Иногда, даже путём обычного общения и правильной постановки вопросов владельцы идей приходят вот к таким выводам:

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем