Главное Свежее Вакансии   Проекты
502 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Александр Высоцкий и Максим Темченко: какие финансовые ошибки убивают бизнес?

Мы поговорили о деньгах - не только с точки зрения личных доходов, но и с точки зрения бизнеса. Максим общается с множеством предпринимателей и инвесторов, а потому очень хорошо разбирается в этой теме.

Максим Темченко — президент Клуба Миллионеров и эксперт, который обучает людей финансовой грамотности.

Что делать начинающим предпринимателям в кризис? Как действовать, если повезло в первых инвестициях? Как накопить деньги? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, переходите по ссылке на мой YouTube-канал и смотрите интервью с Максимом Темченко: https://youtu.be/i_qBi2E4auw?t=52.

Максим, какие адские ошибки совершают предприниматели в отношении финансов?


Вкладывать в немаржинальный бизнес. Предприниматели думают: чтобы бизнес приносил деньги, в него обязательно нужно вкладывать. Но это заблуждение: если надо вкладывать деньги, то это инвестиционный проект. К бизнесу это не имеет отношения.

Вообще я приверженец модели создания бизнеса с нуля. Вкладывать в бизнес деньги — это всё равно что пересесть с велосипеда на гоночный автомобиль, не научившись водить. Жизнь на оборотные средства и ожидание точки безубыточности могут привести к закрытию бизнеса.

Многие предприниматели оставляют все деньги в бизнесе, в оборотке. Есть даже распространённая фраза: «Я инвестирую в свой бизнес». Но такие бизнесмены не могут ответить на три простых вопроса: сколько он вкладывает, на какой срок и под какой процент?

А я вкладываю деньги в бизнес. Но немного по-другому: всегда есть чёткий проект, где описано, сколько я вкладываю и что получу.


Вот это правильный подход! Но у большинства предпринимателей все деньги крутятся в бизнесе. Они не могут вытащить их оттуда, но воспринимают это как развитие бизнеса. А если есть проект, как у тебя, то это правильные инвестиции в бизнес.

Какие ещё распространённые ошибки можешь назвать?


Не разделять личные средства и деньги компании. Недопустимо для предпринимателя с расчётного счёта или карточки ИП брать деньги на отпуск или крупные покупки. Нужно разделять это.

И предприниматели всегда спрашивают: а сколько денег мне можно вытащить из бизнеса? Правильный расчёт чистой прибыли может быть только эмпирическим (практическим). Если предприниматель вытаскивает определённую сумму, а бизнес продолжает расти, то всё в порядке. Конечно, для этого должны быть внедрены ключевые показатели. Если деньги вытаскиваются, а бизнес не растёт, то это не является чистой прибылью.


Максим, что делать начинающему предпринимателю в кризис?


Начинать! Это идеальное время для начала бизнеса. Вообще самое дорогое в бизнесе во время кризиса — наличные. И лучше не покупать, а продавать. Сейчас аудитория боится, что положение ухудшится, и экстренно всё скупает. Но лучше уходить в кэш, запасаться наличкой, несмотря на то, что деньги будут девальвироваться.

Почему так важно копить наличные деньги?


Компании, которые входят в кризис без кэша, могут и не выжить. Если нет запасов, то не удастся включить стратегию выживания, стратегию демпинга. Кэш поможет отстоять свою позицию на рынке и пережить этот период. Можно даже купить конкурентов по дешёвке.

Вспомним, каким был кризис 100 лет назад. В Америке, после крушения фондового рынка в 1929 году, огромное количество предпринимателей обанкротилось. Безработица была колоссальная. Корпорации начали нанимать людей за один доллар в день. Таким образом, они построили дороги и огромное количество зданий. Сейчас история похожая: малые бизнесы также подстраиваются под больших игроков.

Как предпринимателю накопить деньги?


Вытаскивать из бизнеса, привязывая либо к оборотке, либо к чистой прибыли. Для меня больше подходит вариант с обороткой. Нужно вытаскивать деньги физически.

Если в кризис у предпринимателя нет своей подушки безопасности, то это серьёзно скажется на бизнесе. Ведь он будет лезть в финансы компании, чтобы закрыть личные вопросы — аренду квартиры, обязательства по ипотеке и так далее. Нужно максимизировать маржинальность сделок и своего бизнеса. Ведь в кризис она будет падать однозначно.

Как повысить маржу и сократить издержки?


Один из распространённых способов — перевести персонал с окладов на сдельную оплату. То есть сделать привязку постоянных расходов к оборотам. Это идеальная картина, она редко достигается, но к этому нужно стремиться. Оклад, кстати, тоже можно сделать привязанным к результату.

Должна ли быть подушка безопасности в бизнесе?


Конечно! Это запас денег, который пригодится на случай невыполнения контракта. Предположим, клиент заплатил, но товар ещё не отгружен. Владелец уже считает эти деньги своими, забирает их, радуясь, что заработал. Но деньги считаются заработанными, только когда обязательства по контракту выполнены.

Риски существуют всегда, а во время кризиса они вообще возрастают многократно: клиент может запросить возврат или невозможно будет произвести продукт. Деньги придётся возвращать, а не у всех компаний они есть. Плохо, когда предприниматели кладут в карман деньги, контракт по которым ещё не выполнен.

Возрастает ли психологическое давление во время кризиса?


Да. Причём может быть такое, что всегда адекватные клиенты, сотрудники и партнёры будут вести себя нетипично. Вспомним карантин, который нанёс многим психологическую травму. Поведение людей может сильно измениться из-за внешних факторов. Сейчас огромное количество разорванных контрактов даже с VIP-клиентами. Этого не надо бояться, нужно просто быть готовым. И подушка безопасности в этом поможет.


Максим, понятно, что нужно выводить деньги из компании. А куда их прятать?


Сейчас лучше всего откладывать в кэш. Понятно, что многие будут говорить об инфляции. Но какие финансовые инструменты есть? Банки лопаются, как и финансовые корпорации. Появляется очень много мошенников. Поэтому откладывайте в наличку — это особенно действенный способ для новичков. Конечно, если есть опыт работы с инвестиционными инструментами, то лучше совершенствовать навыки в этой области.

Какие советы можешь дать по инвестициям?


Перед тем, как инвестировать большие суммы, нужно учиться. Не стоит, прочитав книгу, закладывать квартиру. Даже перед тем, как создать депозит в банке, нужно пройти обучение.

Также важный момент в инвестициях — работа с эмоциями. Самые большие потери возникают из-за страха и жадности. Чтобы этого избежать, нужно иметь чёткий план.

Согласитесь, любители не будут соревноваться на чемпионате мира по футболу с профессиональными спортсменами. Но почему-то на рынке инвестиций, где играют хедж-фонды, трейдеры, брокеры и инвесторы, все выходят без подготовки и надеются на успех. Чтобы добиться результата, нужно обучаться, становиться профессионалом.

Какой совет по управлению финансами ты можешь дать?


Универсальный совет — копить кэш и учиться инвестировать. Кризис — не только лучшее время для начала бизнеса, но и для распоряжения своими финансами. До кризиса многие думали, что у них с деньгами всё в порядке. Бизнес приносит деньги — значит, всё хорошо. Но кризис заставил их увидеть реальную картину происходящего. Так что учитесь и усиливайте свой бизнес.

Первоисточник — visotsky.com.ru

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем