Как сэкономить при открытии бизнеса
Общие мысли об экономии в бизнесе.
"Надо больше зарабатывать, а не меньше тратить" гласит популярная в бизнес кругах идея. Отчасти это верно, но нельзя сколотить богатство или построить эффективную работу без адекватных мер экономии.
Наиболее частая ошибка предпринимателей - это офис. Он бывает слишком большим и слишком дорогим. Запомните, аренда помещений станет для вас бременем, причем ежемесячным и нужно грамотно подобрать место для вашей компании. Хочу обратить внимание на 3 момента:
- Площадь. Не стоит гнаться за хоромами, берите столько, сколько реально надо
- Стоимость. Считайте стоимость метра. Офис подальше от центра будет стоить значительно дешевле
- Кому будете оплачивать. Это интересный момент, потому что на собственном опыте удалось сэкономить около 30% на аренде за счет того, что арендодатель имел ИП на упрощенной системе налогообложения (без НДС), а также включал КУ в стоимость метра. Нам удалось получить помещение аналогичное предыдущему офису по уровню, но с указанной выше экономией
Офис это классический пример, а далее я приведу список моментов, на которые можно обратить внимание и сэкономить значительную часть средств. Большинство перечисленных способов идут из собственного опыта.
- Офис - ставка, метрах, способы оплат
- Телефония - выбирать ip-телефонию по тарифам
- Интернет - не пользоваться услугами монополиста бизнес-центра
- Раздутый штат - оптимизируйте работу
- ЗП - не нужно ставить неоправданно высокие зарплаты (этим часто грешат многие начинающие предприниматели)
- Оптовые закупки - крупнее опт-ниже цена
- Орг. техника - даже компьютеры можно найти ненужные у знакомых и друзей, а работать все будет как надо
- Канцелярия - покупайте в специализированных магазинах
- Мебель - б\у офисная мебель зачастую ничем не хуже
Этот перечень можно продолжать и дальше, но пока что остановимся и не будем раскрывать всех секретов бизнеса =)
2 обещанных кейса по компаниям.
Очень кратко хочу рассказать о 2 компаниях, которые столкнулись с серьезной проблемой в части расходов, и итогах этих проблем.
В своей практике удалось наглядно увидеть 2 примера, когда раздутый штат сотрудников привел или почти привел к банкротству компании.
Начнем с печального опыта. Рекламное агенство N довольно успешно работал на рынке Санкт-Петербурга и даже осуществляло проекты Федерального масштаба. Однако руководитель не пользовался списком, указанным выше, и в частности раздул штат до 35 человек. На тот момент в компании работало всего 3 менеджера по продажам, которые и кормили фирму до поры до времени. А некоторые сотрудники занимали должности, которые вообще не особо требовались в компании (в данном конкретном случае 2 пиарщика и 4(!!!) дизайнера). И долго это продолжаться не могло - зарплата съедала львиную долю доходов и со временем агенство закрылось. Если быть точным - продалось другой фирме, благодаря личным контактам директоров. Но доводить до такого состояния не желательно.
Второй пример показал эффективность оптимизации работы стартапа. Сервис по логистике имел в штате также около 30 человек. В определенный момент гендиректор понял, что пришло время перемен. И как выяснилось позже, 11 человек справлялись с обязанностями ничем не хуже. Представьте, сколько денег ежемесячно улетало в никуда.
Эти 2 коротеньких примера очень четко показывают, что нужно оптимально распределять нагрузку среди сотрудников и не допускать бессмысленного увеличения расходов.