Налоговая проверка: что это, и что делать
Все этапы процедуры тщательно регламентированы Федеральным законом О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (294-ФЗ от 26.12.2008), там же четко прописаны права и обязанности как проверяющей, так и проверяемой стороны. Будучи подкованным в данных вопросах, предприниматель может не бояться потерять лицо перед налоговыми инспекторами, поскольку знает, что способен защитить свой бизнес от возможных злоупотреблений и неправомерных требований.
Виды проверок
Один раз в три года любой предприниматель или организация могут подвергнуться процедуре плановой проверки. Ее предметом является соответствие предпринимательской деятельности обязательным требованиям, предусмотренным российским законодательством, а также соответствие закону указанных в отчетности сведений. Сводный план проверок утверждается Генеральной прокуратурой Российской Федерации и выкладывается в открытом доступе на сайте ведомства.
Плановые проверки бывают двух видов – камеральные (документальные) и выездные.Камеральные проверки проводятся непосредственно на территории контролирующего органа, на основе деклараций, предоставляемых субъектом предпринимательской деятельности. Срок проверки занимает до трех месяцев с момента подачи декларации.
Предметом проверки являются содержащиеся в документах сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, а также их обязательным требованиям.Выездные проверки осуществляются налоговыми инспекторами непосредственно по адресу субъекта предпринимательской деятельности. Количество выездных проверок налогоплательщика не может превышать два раза за двенадцать месяцев, а общее время проведения – не более пятнадцати часов для микропредприятия и не более пятидесяти часов для малого предприятия.
Предметом внимания инспекторов в данном случае становятся состояние территорий и зданий налогоплательщика, зданий, сооружений и подобных объектов, рабочего штата, реализуемых товаров либо услуг и т. д., а также соответствие вышеперечисленного требованиям закона.Также законом предусмотрены внеплановые проверки. Для их проведения существует несколько оснований:
- если в контролирующие органы поступает информация о нарушении прав потребителей, о возникновении угрозы для жизни и здоровья людей или животных, об угрозе безопасности государства, возникновении чрезвычайных ситуаций и причинении вреда окружающей среде;-
если предпринимателю либо юридическому лицу ранее было вынесено предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, и срок этого предписания истек.
Проведение внеплановой проверки должно быть в обязательном порядке санкционировано прокуратурой.
Единственным исключением из данного правила являются мероприятия, связанные с защитой прав потребителей – тогда никакого согласования не требуется. Во всех остальных случаях предприниматель вправе отказаться проходить процедуру проверки без предоставления налоговыми инспекторами документов, подтверждающих распоряжение прокуратуры.
Предметом внеплановой проверки являются соблюдение субъектом предпринимательской деятельности требований закона, исполнение предписаний контролирующего органа, а также проведение мероприятий по предотвращению вреда здоровью и жизни людей и животных, по предотвращению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, по обеспечению безопасности государства и окружающей среды и т.д.
Какие права предпринимателя гарантированы законом?
В ходе выездной проверки предприниматель и его уполномоченные представители имеют право:
- - потребовать от инспекторов предъявить служебные удостоверения, а также приказ, распоряжение, либо другой документ, являющийся основанием для выездной проверки и содержащий четко прописанные цель, задачи, виды, объемы и продолжительность мероприятий, экспертный состав и условия проведения;
- - требовать, чтобы его ознакомили с административным регламентом, определяющим процедуру проверки;
- - лично наблюдать за ходом проверки;
- - запрашивать и получать информацию, относящуюся к ходу проверки;
- - требовать обоснования действий лиц, проводящих проверку;
- - не предоставлять налоговым инспекторам дополнительные документы, выходящие за рамки списка, который должен быть предоставлен вместе с налоговой декларацией (за исключением тех случаев, когда информация в отчетности расходится с данными, полученными при проверке, когда идет проверка декларации НДС с заявленной суммой налога к возмещению либо проверка расчета по налогу на прибыль организаций, а также в ряде других случаев, предусмотренных законом);
- - быть ознакомленным с результатами проверки.
Почему представители налогового ведомства могут злоупотреблять своими правами?
Несмотря на прописанные вые четко декларированные цели налоговой проверки, на деле эта процедура чаще всего превращается именно в поиск нарушений налогового законодательства. Инспектора дотошно выискивают малейшие несоответствия обязательным требованиям, и, если явных и грубых отклонений нет, то проверяющая сторона начинает присматриваться к более мелким и неоднозначным нарушениям. Причин такой бдительности несколько:
- - Выполнение плана по сбору налогов. Если территориальная инстанция соберет налогов на меньшую сумму, чем это было утверждено в ФНС РФ на федеральном уровне, то это может повлиять на карьеру руководящих и ответственных лиц ,и, разумеется, отразится на премиальном фонде ведомства;
- - Подтверждение компетентности сотрудников, проводивших проверку. Бытует расхожее мнение, что если инспектор не нашел никаких нарушений – значит, он просто плохо их искал. Некомпетентный инспектор рискует лишиться премии, которая составляет большую часть его заработной платы, поэтому чрезмерная пристрастность проверяющей стороны обусловлена не только уважением к налоговому законодательству, но и заботой о своем личном заработке;
- - Подтверждение правильности решения о проверке, а также целесообразности траты рабочего времени инспекторов и средств. Затрачиваемых на оплату этого времени из государственного бюджета. Нецелесообразность вышеперечисленного будет означать некомпетентность лиц, принявших решение – соответственно, данные лица опять-таки могут потерять премиальную часть своей заработной платы.
Таким образом, предприниматели, ожидающие от налоговых инспекторов дотошной проверки и пристального внимания к малейшим несоответствиям, совершенно правы. Однако, как уже было сказано выше, инспектора могут действовать только в четко очерченных законом рамках, и знание широты их полномочий поможет защитить бизнес. Итак, на что налоговые инспектора не имеют права?
- проводить проверку в отсутствие налогоплательщика либо его уполномоченного представителя;
- проводить проверку в течение срока, превышающего установленные законом нормы;
- изымать для проверки оригиналы документов
– их можно только запросить для ознакомления, причем запрос должен быть выполнен в письменной форме и с четко прописанным основанием, обычные же проверки проводятся на основании заверенных копий документов;
- запрашивать какую-либо информацию либо документы без предъявления письменного требования
– поэтому все общение с контролирующими органами предпринимателю следует вести в письменной форме, поскольку на основании истории переписки можно доказать получение документов, не предусмотренных законом, и другие нарушения процедуры проверки;
- требовать предоставления информации, документов, проб продукции, объектов окружающей и производственной среды, которые не попадают в обязательный список, соответствующий процедуре налоговой проверки
– исключение из этого правила составляют те случаи, когда указанные позиции являются объектами проверок (в любом случае, правила отбора проб, методы исследований и все детали, относящиеся к данным процедурам, тщательно регламентированы, и предпринимателям стоит заранее ознакомиться с соответствующими нормативными актами);
- предавать огласке информацию, которая была получена в ходе проверки налогоплательщика;- каким-либо образом предъявлять налогоплательщику счет за проведение мероприятия по проверке либо иным путем вымогать у него деньги;
- превращать встречную проверку в выездную ( то есть, если в деятельности проверяемой компании 1 фигурируют операции с компанией 2 и контролирующий орган запрашивает у компании 2 какую-либо информацию по конкретным сделкам в рамках проверки компании 1, то это не может являться поводом для проверки компании 2)
– причем в запросе конкретной информации должно быть обязательно указано мероприятие, в рамках которого проводится проверка, и контрагент (при несоблюдении данных требований компания 2 имеет полное право потребовать уточняющего письменного запроса и до его получения отказаться от предоставления каких-либо сведений).