Главное Авторские колонки Вакансии Образование
531 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

3 возможности и 12 советов о том как выживать в мире будущего

Какие бы блага не сулил нам мир будущего, мы всегда будем с недоверием смотреть в него. Какие бы прекрасные возможности перед нами не раскрывались, нам все равно предстоит принимать их как вызов, ведь мы никогда не знаем, что ждет нас в итоге. Но несмотря на это, мы все же ждем будущего и его новых возможностей. Мы подготовили несколько рекомендаций, которые помогут скоротать ожидание.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Наша жизнь, друзья мои, меняется каждый день и мы не устаем этого подмечать. Каждый день на горизонте желаний загорается новая звезда. Кто-то хочет боевого летающего робота, кому-то нужен запрограммированный любимец, а для кого-то уже открыта статья расходов в виде отпуска на орбите. Мы находимся на пороге нового потребительского бума. Точно такого же, какой случился в США больше полувека назад и подарил сегодняшнему обывателю посудомоечную машину, кондиционер, кухонный комбайн и концепцию загнивающего общества потребления в придачу.

Период накопления потенциала уже подходит к заключительной фазе и вот инноваторы разных мастей уже потирают ручки в ожидании, когда же этот новый рынок наконец оперится и в цикле наступит очередной этап всеобщего счастья, в которой потребитель снова потребляет, а производитель не просто придумывает и продвигает, а как и положено производит. Но что-то не сходится.

А дело все в том, что для любого скачка потребления нужна огромная масса распределенных между населением избыточных денег. Бытовую технику в дом привели не инженеры, хотя их вклад нельзя недооценить, но Американская Мечта, сводящаяся по сути к одному простому, но очень важному политическому обещанию: если всю жизнь будешь учиться и много работать, с годами непременно разбогатеешь. Богатства отныне хватит на всех.

Каким же образом заявление, в самом развернутом виде укладывающееся в пару страниц крупным шрифтом, вдруг стало весьма материальным прорывом для примерно миллиарда человек, ласково называемых Золотым Миллиардом? Таким же каким когда-то стало другое заявления двухтысячелетней давности о всеобщем спасении душ. Люди поверили в него и надо было действовать соответственно.

В случае с Американской Мечтой, наступила эра потребительского кредитования. Если я точно знаю, что в будущем разбогатею, то почему бы не воспользоваться этим сегодня, а расплатиться по мере поступления средств. Представьте себе банк, который дал бы под это размышление кредит на кругленькую сумму. Представили? Вот так выглядит любой банк в обществе, где просто поверили обещанию.

Сегодня мы, конечно, понимаем, что с Мечтой не так все просто. Система работает со сбоями, а главное имеет свои ограничения. Выведя некогда недостижимое благосостояние и предел мечтаний среднего человека на уровень нормы, лишившаяся блеска новизны, Американская мечта стала выглядеть как хочешь жить нормально, набери кредитов на годы вперед, всю жизнь проживи на пороховой бочке закладных, без малейшего намека на какую-то финансовую свободу, а под старость глядишь рассчитаешься. Вера иссякает, былое Царствие Небесное приобретает в глазах паствы черты скучноватого санатория по крайне завышенной цене. Цель теряет смысл, все больше людей ищет альтернативу, вера в идею перестает быть универсальным объединяющим принципом. Маховик обогащения замедляется, прослойка среднего класса сжимается, наступает разочарование.

В это непростое время на сцену и выходят инноваторы. В моду входят слова визионер и бренд-амбасадор, главными профессиями становятся дизайнеры идей и программисты реальности. Сразу подчеркну, что не просто программисты и дизайнеры, хотя многие путаю. То, что сегодня кажется пузырем венчурного капитализма – не просто спекуляции на почве регресса. На деле, вашему вниманию предлагаются продавцы Большой Идеи.

Как же выглядит эта идея сегодня? Во что же такое надо поверить, чтобы подняться на небывалую высоту и вновь зажить? Такие вопросы как правило имеют риторический характер, но нам это не подходит. Пришло время ответов. В деривативы. Неважно как их назовут в конечном итоге. Важно уже сейчас попытаться понять суть.

Дериватив, если коротко – это производная ценная бумага. То есть ценность заложенная не в сам контракт, или проще говоря в товар или услугу, а как бы сверх него. Если на простом примере получается так:

Обычная система предлагает хлеб вкусный за 100 рублей и хлеб обычный за 20 рублей. Хлеб за 20 рублей тоже был бы вкусным, но для этого его надо продать дороже, чтобы хватило денег на быструю доставку, хорошую упаковку и тому подобное. Но продавать за 20 рублей проще и на тираже выгоднее.

Теперь представим себе деривативную экономику. Тут есть отдельно товар хлеб за 20 рублей и отдельно услуга обеспечение вкусности хлеба, состоящая из услуг логистов, упаковщиков и так далее. Даже если в итоге вкусный хлеб по-прежнему стоит 100 рублей, структура стала подвижнее, рынок конкурентнее, количество сделок больше, а значит и оборот денег выше. Мы как бы просто размазали цепочку, а все уже в выигрыше. Доход каждого – это чьи-то расходы. Чем больше участников в цепочке сделок, тем больше в ней внутренних денег, а соответственно и возможностей, даже если выходная стоимость не меняется. Если этот принцип все еще вызывает сомнения, о нем не сложно найти дополнительные материалы, да и в целом экономика – это интересно, но мы пока сосредоточимся на другом вопросе. Какие же реальные возможности это для нас открывает.

Первая возможность. Мир просто товаров.

Вы наверняка встречали на полках два практически одинаковых товара за принципиально разную цену: Zara и Burberry, Kia и Mercedes. Знаете откуда берется разница? Да-да, та самая доплата за бренд? Это цена обещания бренда. Того же по природе своей как Американская Мечта. Axe продает нам уверенность в себе и внимание противоположного пола, Bentley – уважение и признание, быстрый завтрак с кальцием и минералами – здоровье и успехи в учебе детей. Дорого стоит правдивость обещания. Тиражируемая, материальная составляющая обычно составляет ничтожную долю расходов в цикле рыночных отношений. В современном мире виртуального потребления – часто вообще нулевую.

А что стоит сегодня за гегемонией небольшего числа брендов и по сути скрытой мировой монополией?

Невероятная цена базового качества производимого товара. Вот перед вами кроссовки Nike и кроссовки Николай от вашего однокашника. Почему не взять Колькины? Потому что это китайское малотиражное барахло, сделанное по тем лекалам и на тех технологиях, которые были доступны, теми людьми, которые согласились за эти деньги и из тех материалов, которые можно было раздобыть. Если Коля захочет тягаться с каким-либо гигантом, его обувь будет на порядок дороже, даже не говоря про недоступность закрытой экспертизы, наработанного сбыта и так далее.

Что же дает нам и Коле новый, дивный, деривативный мир? Доступные умные производства, обеспечивающие возможность покупать базовую заготовку практически также как это делает любой глобальный бренд, огромный и разнообразный по форматам потребления доступный глобальный рынок. Возможность совершенствоваться в тех аспектах, которые важны Коле и предлагать товары с пометкой Умные практики от непоседливого Николая, в которых его ответственность – это его сфера экспертизы и увлечения, а не весь цикл сразу. Более низкие цены, больше источников дохода для каждого, больше вариантов на полках.

Как воспользоваться возможностью Мира просто товаров?

  1. Задуматься, а не можете ли вы уже сегодня вместо полного цикла услуги, производить массовую тиражируемую заготовку. Совершенно неважно какую, принцип командообразования, модель для 3D печати, api для обработки фотографий, что-то бесконечно маленькое, но зато непревзойденного качества.
  2. Прикинуть, а не можете ли вы 90% своей работы обеспечивать не бесценным временем, а покупать, таким образом создавая гармоничной предложение 90% непревзойденного качества, 10% уникального решения.
  3. Понять, чем вы ограничиваете себя. Какие услуги или товары вы не продаете, потому что просто не умеете делать? Возможно уже сегодня вы могли бы перепрыгнуть через ступеньку в пищевой цепи просто за счет того, что покупать проще чем делать, а ваша добавочная составляющая раскроется куда лучше на больших ресурсах и большем многообразии применения.
  4. Начать менять свой подход в сторону международной интервенции. В мире, где выходные в Париже, часть обычного существования, любая кафешка – международный бренд. Нет больше разницы, предоставляете ли вы ламповые домашние услуги для жителей трех соседних домов или продаете их во всех уголках мира. Мир – один сплошной уголок. Вы можете не конкурировать с культовыми брендами-гигантами, но они уже конкурируют с вами. Время понять, что это отнюдь не игра по их правилам.

Вторая возможность. Мир востребованных уников.

На протяжении последних столетий, мы развивались постоянно оглядываясь на формальную применимость. Формализованные стандарты качества и такие же формализованные проф стандарты создавали возможность обеспечивать огромные массы людей базово необходимыми товарами и услугами. Место человека в таком мире, разумеется, прямо или косвенно было за станком. Сегодня, когда спрос по сути удовлетворен, станочники отходят на задний план и теряют свои позиции. Вместе с модными названиями профессий приходит не просто расширение списка учебных программ в проф училищах, но принципиально новый спрос на человека.

В мире, где для того, чтобы продавать что-либо больше не подходит принцип найди, чего нет и сделай, где технический процесс с каждым днем все более автономен, требуются уже не слесари-инструментальщики, на это место приходят люди неопределенных, разносторонних умений и воззрений. Убедительность и убежденность играют значительно большую роль на любой формальной должности, а скоро и сами эти должности отойдут в прошлое. Говоря словами Джеймса Кэша Пенни Лучшее взаимодействие происходит от людей, работающих самостоятельно, в согласии, в направлении одной цели. Ни самостоятельность, ни согласие, ни умение ставить и стремиться к цели не являются свойствами профессии, но положив любые увлечения и умения на эти рельсы – вы получите уникальный современный продукт. В других продуктах человечество больше не нуждается.

Как воспользоваться возможностью мира востребованных уников?

  1. Воспринимать свою деятельность за рамками профессиональных стереотипов. Дизайнер не должен уметь рисовать, а человек рисующий не обязательно дизайнер. Все, что влияет на вас, будь то абстрактная живопись или средневековая политика, может влиять и через вас, чем бы вы не занимались. Так создается добавочная стоимость. Сосредоточьте внимание на том, что вы привносите, а не на том, какую позицию как правило закрываете.
  2. Говорить о своей работе во всей ее полноте, а не в отдельных аспектах. Если вы придумали логотип удачного продукта – вы участвовали в создании удачного продукта. Та часть работ, которую выполнили прямо лично вы не имеет значения, важно, чего вы всей командой добились вместе. Умение идентифицировать себя с командой не содержит никаких противоречий с частной профессиональной гордостью. Напротив, разделяя свой труд и общий результат вы создадите совершенно противоестественную ценность процесса, вместо объективной ценности результата.
  3. Не бояться менять свои взгляды и интересы. Сегодня как никогда просто пройти за жизнь две, три карьерных лестницы, развернуть свою деятельность на 180 градусов и обратно, делать одновременно совершенно разные вещи. Взять в руки штурвал от собственной жизни – правильное решение и само по себе, но стать капитаном, а не рулевым – это почти героизм, на который отваживаются немногие. Для этих немногих жизнь предлагает возможности не по меню.
  4. Не отступать перед напором конформизма. Нас с раннего детства приучают к тому, что самоподобие – путь к успеху. Мы убеждены, что наши татуированные друзья с цветными дредами на головах никогда не устроятся на нормальную работу, также как мы убеждены, что серьезные мужики смотрят футбол и пьют виски в спорт барах. Мы пытаемся встроиться в среду, которую считаем правильной, а не приемлемой для себя, и потому подражаем тем, кто уже встроился. На самом же деле, мы и сами не знаем на кого при этом пытаемся походить, кроме как на таких же претендентов на место под солнцем. Главное же преимущество быть собой в том, что только так вы можете быть по настоящему востребованы и ценимы.

Третья возможность. Мир производных ценностей.

Постоянно разгоняющийся и меняющийся мир заставляет нас смотреть на него уже не как на алгоритм, а как на живой организм. Возможно когда-нибудь это заставит нас посмотреть и на организмы как на алгоритмы, но пока давайте взглянем на новую реальность как на плод эволюции.

Чарьз Дарвин говорит нам, что как среди людей так и среди животны побеждали всегда те, кто учился более эффективно сотрудничать и импровизировать. Добавим к этому Гипотезу Черной Королевы, тоже важный труд в эволюционной теории, дополняющий вышесказанное тем, что каждому виду необходимы постоянное изменение и адаптация, чтобы поддерживать свое существование в окружающем мире, эволюционирующем вместе с ним. О чем же нам стоит сделать выводы в связи с этим? О том, что наш человеческий мир меняется действительно вокруг нас. Никакие его части, так плотно переплетенные в единую реальность, не могут просто перестать подходить друг другу как американская вилка к европейской розетке. Как бы все не развивалось, в новом мире найдется место каждому. Вопрос только в том какое.

Нам с вами очень повезло занять место в первых рядах на новом акте творения. Теперь остается только не упустить инициативу. Если мы будем успевать меняться первыми, мир будет подстраиваться под нас и он уже подстраивается. Все решения в высоких кабинетах транснациональных корпораций и государств принимаются сейчас в оглядке на вас. Да, пусть они и не говорят об этом прямо, но ваше существование зависит от них куда в меньшей степени, чем их от вас. Поэтому вокруг нас зарождается венчурная экономика, расцветают шеринг-модели, торжествует краудфандинг и краудинвестинг. Не мы их придумали, но их придумали люди похожие на нас, думающие, чувствующие и мечтающие как мы.

Никогда еще, наверное, мы не были так близки к общему единству как сегодня, благодаря деривативности всего происходящего. Мир больше не разделен на их и нас, на созидателей и потребителей, на правящих и подчиняющихся. Все мы части одной бесконечной цепи изменений, где успех каждого зависит от успеха остальных. Возвращаясь к Дарвину, мы готовимся сделать огромный шаг в эффективном сотрудничестве, остается надеяться, чтобы нам хватило гибкости и на импровизацию.

Как воспользоваться возможностью мира производных ценностей?

  1. Участвовать в изменениях. Все, что создается вокруг, создается для вас. Пробуйте. Мир сегодня – магазин игрушек, в который вас пустили без присмотра. Если вам кажется, что вся эта стартап культура создает только таймкиллеры вроде Pokemon Go и Snapchat , вы просто не представляете сколько полезного упускаете для себя. Главный бизнес современности – становиться успешными и счастливыми, делая успешными и счастливыми других. И это не какое-то навязанное счастье, это то самое, которое ищете вы, со всей своей уникальностью.
  2. Создавать собственные ценности. Несмотря на огромный объем предложений на этом рынке, включая такие бестселлеры как деньги, престиж и сексуальная привлекательность, для полноты нового мира явно не достает различных преимуществ. Без ваших ценностей производителям бытовой химии все еще приходится продавать стиральный порошок без ГМО.
  3. Ценить связи. Все люди стали значительно ближе друг для друга. У нас все больше общих ценностей, мы все лучше понимаем друг друга, при этом мы обладаем почти неограниченными телекоммуникационными средствами. Вы уже можете заговорить практически с любым человеком на земле и он весьма вероятно ответит вам, какой бы недосягаемой фигурой этот человек не казался. Останется научиться говорить в общих интересах, а не в интересах нашей стороны. Это раскрывает огромные возможности для использования я вместо вездесущего мы, потому что мы будет подразумеваться изначально. И вот это я сказанное среди равных, дорого стоит уже сейчас.
  4. Двигаться дальше. Все сказанное может казаться бесконечно актуальным или совершенно бесполезным сегодня, но пройдет время и мир изменится. Говорят, генералы всегда готовятся к прошлой войне. Не стоит повторять этой ошибки. Адаптироваться или создавать обстоятельства, отстаивать мнение или менять его, все это предстоит решить на ходу. Главное не бронзоветь даже в самой инновационной позе. Чтобы не происходило с миром сегодня, завтра это непременно изменится. Главное, что мы с вами к тому моменту уже будем на этом зарабатывать, уверяю, друзья мои.

-1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем