редакции Выбор
Что такое сбор данных и за какими событиями следить в первую очередь
Если вы клиентоориентированная компания, как мы в Carrot quest, то одна из главных ваших задач — понимание проблем клиентов, а также сбор инсайтов о том, как они пользуются продуктом и когда получают наибольшую ценность от него.
Поэтому один из важнейших этапов работы с продуктом: сервисом, сайтом или мобильным приложением — сбор данных о пользователях.
Анализ действий пользователей позволяет улучшить показатели по вовлечению в продукт, оттоку клиентов, конверсии, а также настроить коммуникацию и увеличить выручку.
Сегодня поговорим о том, что такое события, зачем их анализировать и какие данные можно собирать о пользователях внутри сервиса, сайта или приложения. А подробный гайд по подбору событий совсем скоро опубликуем во второй части этого материала.
Что такое событие
Вся аналитика по пользователям строится на событиях или эвентах (от англ. events). События — это действия или шаги, которые совершает пользователь внутри продукта. Событием может быть открытие приложения, регистрация, создание аккаунта, просмотр видео, добавление товара в корзину, загрузка фотографии и т.д.
Только вам решать, какие данные собирать для аналитики. Если данных будет слишком много, вам сложно будет их качественно анализировать и наоборот — аналитика одного или двух событий бесполезна: вы не сможете определить, как работает сервис, как в него вовлекаются пользователи и настроить правильную коммуникацию с ними.
Зачем анализировать события
Есть несколько проблем с которыми вы можете столкнуться после запуска сайта или приложения:
- в продукте есть баги;
- пользователи не вовлекаются в новые фичи;
- у пользователей возникают трудности с приложением/сайтом;
- некоторые из фичей не пользуются популярностью у пользователей;
- вашим продуктом вообще никто не пользуется.
Этот список можно продолжать бесконечно. Самое главное, вы не узнаете ни об одной из проблем без правильно настроенного сбора данных.
Собирать все необходимые данные по событиям — один из самых важных шагов на пути к пониманию, как ваши пользователи вовлекаются в продукт.
В чем отличие мобильной аналитики от сбора данных в вебе
Раньше компании отделяли аналитику в мобильных приложениях от сбора данных в вебе. Но такой подход уходит в прошлое. Большинство современных аналитических платформ трекают пользователей сразу в мобильном приложении и на десктопе. Теперь вы можете получать склеенные данные по пользователю из мобилки и веба. Это значит, вы будете знать, что один и тот же пользователь делал в приложении и на сайте.
Разница экранов у девайсов приводит к небольшим различиям в сборе данных. В мобильном приложении значительно меньше экран и пользователи совершают действия с помощью прикосновений, свайпов и удержаний элементов экрана. В результате в мобильном приложении как правило меньше опций в плане навигации.
На компьютере у пользователей значительно больше экраны и действия совершаются с помощью кликов, двойных кликов и использования клавиатуры. Аналитика в вебе обычно включает в себя больше взаимодействий, контента и ссылок на страницу.
Как устроен сбор данных
Аналитика внутри сайта или мобильного приложения отслеживает уникальных пользователей: что они делали, куда заходили, а также их географию.
Каждый раз, когда в сервисе происходит какое-либо действие, аналитика записывает эти данные. Обычно собираются действия:
- просмотры страниц;
- клики по кнопкам;
- заполнение полей;
- взаимодействие с сообщениями (прочтения, ответы);
- попытки ухода с сайта.