AR- и VR-инструменты Facebook. Как они изменят соцсети и что могут дать маркетингу
В этом году Марк Цукерберг и топ-менеджеры Facebook много говорили об AR (дополненной) и VR (виртуальной реальности). На Facebook они только начинают появляться и работают пока в бета-версиях. Однако, судя по амбициям в дорожной карте соцсети, развитие новых сервисов уже через пару лет обещает перенести социальные коммуникации в альтернативное пространство.
Только представьте соцсеть нового формата: вы не просто переписываетесь с находящимся за тысячи километров другом — вы приглашаете его в своё пространство, чтобы сыграть с ним партию в шахматы. Вы наблюдаете за мимикой своего противника, видите реалистичные объёмные шахматные фигуры, свободно перемещаетесь в 360-градусном пространстве и даже делаете совместные селфи. Наконец, взаимодействуя с воображаемым миром, знакомитесь с новинками брендов — без сомнений, в скором времени реклама проникает и сюда.
У истоков нового мира
Интерактивные рамки и маски, которые можно накладывать на фото и видео в «Историях» Facebook и «ВКонтакте», появились совсем недавно. Instagram запустил «маски» для Stories 16 мая 2017 года. Для пользователя всё это just for fun. Для авторов — инструмент монетизации своих художественных талантов, для брендов — нестандартный формат продвижения. Для самих же соцсетей, как показал опыт Snapchat, — денежный станок. В 2016 за счёт спонсорских масок прибыль компании достигла беспрецедентного уровня.
AR-технологии в соцсетях кажутся примитивными и несерьёзными (с этим соглашается сам Цукерберг), но, вероятнее всего, мы запомним начало новой эры этими вот накладными шляпами, дурацкими очками, кошачьими ушами и прочим весельем, которым раньше украшали не себя, а писателей в учебниках.
«Мы пользуемся примитивными инструментами не потому, что любим упрощать, а потому, что находимся в начале пути и ещё не успели создать более совершенные», — сказал Марк Цукерберг на апрельской конференции F8.
После знакомства с масками AR Studio Facebook очевиден потенциал технологии: вскоре она упростит создание спецэффектов в более серьёзных видео. В классическом случае, создание видеоэффектов — это десятки часов работы высокооплачиваемых дизайнеров и тысячи строк кода. Facebook же предоставит готовый инструмент, с которым сможет работать любой рекламодатель, реализуя свои задумки самостоятельно или — обладая даже небольшим бюджетом — привлекая подрядчиков.
Три сценария
На конференции F8 CEO Facebook назвал три сценария применения AR и VR: уведомления и отображение информации, цифровые объекты и «улучшение» физических объектов. Посмотрим на реализации этих направлений в настоящем и немного порассуждаем о будущем.
Встраиваемые подсказки: «уведомления и отображение информации»
Любая информация может быть легко встроена в объект реального или виртуального мира. Это может выглядеть как всплывающие таблички или записки с инструкциями и сообщениями, которые «расхлопываются» при взаимодействии с видео. Казалось бы, ничего необычного: мы давно привыкли к контекстным элементам в вебе и ещё в 90-е играли в онлайн-квесты, где при взаимодействии с объектами можно было получать подсказки. Но факт «проникновения» в видео — кое-что новое.
Например, в видео можно встроить интерактивную записку, которая раскроет вкусовые характеристики, сочетаемость, страну и историю происхождения вина, показанного на промовидео производителя. И самое главное — разместить информацию о ближайших точках продажи или ссылку на магазин.
А что если технология будет доступна не только рекламодателям, но и обычным пользователям? Представьте типичное lifestyle-видео. Будь то столик для мейкапа или в кафе, среди изящно разбросанных аксессуаров для макияжа или эффектно расставленных тарелок и бокалов обязательно найдётся место для того, кто захочет заявить о себе аудитории. Подписчики будут с любопытством «вынимать» из видео коммерческую информацию брендов. Сам процесс взаимодействия обещает быть интересным (по крайней мере, на первых порах).
Интерфейсы дополненной реальности
Какими бы удобными ни были смартфоны, они не могут заменить полноэкранные устройства и вещи привычного размера. Как AR приходит на помощь в случаях, когда нет доступа к компьютеру, настольной игре или телевизору?
Это приложение, которое проецирует клавиатуру на поверхность стола, что позволит пользователю удобно и быстро набрать большой текст без компьютера. Это виртуальное сукно для игры в покер, которое аналогичным образом можно отобразить на любой поверхности, не занимает место в сумке и позволяет начать игру в любой момент. А сколько денег (и места) можно сэкономить, скачав приложение, которое заменит экран телевизора!
Совмещение нейронных сетей и технологий дополненной реальности говорит о том, что каждый объект, на который будет наведена камера, может превратиться в рекламный инструмент.
Тут рождаются новые точки для проникновения брендов в виртуальное пространство.
Кроме того, технологию обязательно возьмут на вооружение картографические сервисы и приложения для путешественников.
Дополнение реальных объектов
Виртуальные слои накладываются на реальные объекты, попавшие в объектив камеры. Сегодня это маски в «Историях», покемоны, AR-искусство и мебель из «Икеи», которую можно «примерить» без покупки.
Завтра — интерьеры из сказок в двухкомнатных квартирах. В понедельник можно будет пожить в норе хоббита, во вторник — в Хогвартсе. Всё зависит от фантазий и предпочтений.
AR на Facebook: Camera Effects Platform
Видеоформат в соцсетях всё больше вытесняет текст. Появление «камер» для прямых трансляций во всех соцсетях — первая ступень.
AR стремительно развивается в живых трансляциях и «Историях». Facebook делает ставку на то, что пользователи будут делиться с миром будничными событиями гораздо охотнее, если получат больше фана и возможностей для самовыражения.
Открытая платформа для создания AR-эффектов Camera вобрала в себя функции приобретённого Facebook белорусского стартапа MSQRD («Маскарад»). Пользователь может полностью изменить свой внешний вид на видео или анимированном фото, наложив на реальное изображение динамические маски. Получив права на технологии MSQRD, Facebook совместно с его создателями расширяет опции уже внутри соцсети: эффекты можно будет накладывать не только на людей, но и на любые предметы.
Предполагается, что трёхмерным можно будет сделать и простое фото. Например, изменить до неузнаваемости обычную комнату: сместить в ней источник света, поменяв день на вечер, «переклеить» обои, изменить фактуру поверхностей. Наконец, наполнить помещение водой и запустить в него крокодила.
Более простая, но от этого не менее впечатляющая шалость: добавить кружке с горячим напитком анимированный пар или вторую такую же в кадр, «чтобы не выглядело, будто вы завтракаете в одиночестве». Ещё один интересный AR-эффект, который обязательно оценят пользователи Facebook — возможность поместить на видео трёхмерный текст: большие объёмные буквы будут выглядеть реалистичными под любым углом.
Как это работает
Самое сложное и невероятное — при смещении угла обзора пропорции объектов не искажаются. Платформа использует метод одновременной локализации и построения карты (SLAM). Это сложные алгоритмы, основанные на кодировании геометрии объектов и отслеживании позиции вместе с перемещением камеры. Используя этот метод, камера превращает кадр в данные, с которыми можно взаимодействовать. Убирать и заменять фоны и элементы, размещать в пространстве объёмные виртуальные объекты, снабжать реальные предметы дополнительной информацией.
Ещё один инструмент, который использует Facebook Camera, — распознавание объектов. Нейросеть («машинное зрение») узнает на видео чашку или холодильник и предложит применить для них подходящие эффекты: добавить пар или прикрепить виртуальную записку в виде стикера.
Ближайшие перспективы
Camera Effects Platform должна стать открытой платформой: разработчики смогут создавать собственные эффекты и отправлять их на проверку в Facebook. Кстати, одно из доказательств того, что открытая платформа для создания креативов может стать хорошим толчком для продвижения технологии, — Telegram и его стикеры.
VR на Facebook: Facebook Spaces
На F8 была представлена соцсеть дополненной реальности и обозначено новое направление — Social VR. Теперь пользователи Facebook с помощью Oculus Rift смогут встречаться в виртуальном пространстве.
Как это выглядит
На основе социального графа и изображения профиля Facebook Spaces поможет создать мультяшный аватар, который олицетворяет пользователя в виртуальности. Назначив встречу друзьям в выбранной локации (от комнаты до необитаемого острова), пользователь сможет встретиться с аватарами друзей, чтобы вместе весело провести время или воплотить совместные идеи: поиграть в настольную игру, послушать музыку, порисовать в воздухе или просто пообщаться за воображаемым чаем. В виртуальной встрече может принять участие до четырёх пользователей Facebook, у которых есть Oculus Rift. На встречу можно будет «принести» разные объекты: игры, кисти для рисования и селфи-стики, чтобы с их помощью делать совместные фотографии.
Facebook Spaсes объединяет VR-видеоигры и социальные сети.
Ограничения
AR находится в закрытой бета-версии, а VR-соцсеть доступна только владельцам Oculus Rift. Ещё один минус — официально в России шлемы не продаются. Хорошая новость в том, что Facebook планирует реализовать поддержку других VR-устройств.
Пока же пользователи, у которых нет шлема, могут участвовать во встречах аватаров «заочно», общаясь с друзьями в мессенджере и наблюдая с экрана за происходящим в виртуальном пространстве.
Реклама в виртуальности
Facebook в рамках эксперимента уже предоставил присутствие в Spaces компаниям Thomas Cook, Ted Baker и Renault. Премиальность оборудования, обеспечивающего выход в соцсеть, подсказывает, что размещение в Spaces идеально подойдет лакшери-брендам.
В виртуальном мире, как в кино или во сне, нет ничего невозможного.
Брендировать можно любой объект: от мяча до транспортного средства. Ещё одна коммерческая возможность, которая кажется логичной, — продажа в Facebook приложений и аксессуаров для развлечений в виртуальной реальности.
Подведём итоги
Facebook подчёркивает, что новые инструменты будут появляться в соцсети и её мобильных приложениях не сразу — планомерно, от простого к сложному. Для разработки и тестирования высокотехнологичных новинок потребуется много времени и ресурсов. Развитие AR-инструментов и их массовая интеграция потребует усилий как со стороны самой команды Facebook, так и сторонних разработчиков. Последние не только делают вклад в развитие технологий, расширяя библиотеку эффектов, но и помогают продвигать новые AR- и VR-продукты, предоставляя пользователям и рекламодателям всё больше стилей, масок, фонов, рамок и нестандартных решений для промокампаний.
Вероятно, уже в 2017-м рекламные агентства начнут активнее использовать для продвижения брендов AR-контент. С помощью Camera Effects Platform его производство будет быстрым и низкозатратным. Технология сама по себе виральная и инновационная, а это уже половина успеха. Вторая половина (как и во всех креативных кампаниях) — сила творческой мысли и быстрая реакция на событийные тренды.