редакции Выбор
Личный опыт участия в SPB Start up Day от ФРИИ
Любой IT-стартап на начальном этапе сталкивается с проблемой — с чего начать продвижение своего продукта.
В этой статье поделимся личным опытом, как заявить о себе миру, получить экспертизу, найти бизнес ангелов, единомышленников и нужных людей, которым будет интересно продвигать ваш продукт и вступать с вами в бизнес- и маркетинг-коллаборации.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Наш проект, который мы продвигаем на рынок это — It-стартап ClickChat, конструктор мобильных лендингов для связки с соцсетями и искусственным интеллектом в виде чат-бота. Спустя год разработки, в апреле 2019 года мы получили MVP. Уже в сентябре продукт вышел на рынок в сыром, но жизнеспособном виде. Первые продажи дали достаточно плодотворный фидбек от клиентов, что позволило довести софт до ума.
В таком виде продукт был готов для презентации более широкой аудитории.
ПЛАН ПРОДВИЖЕНИЯ
Для себя мы поставили следующий план продвижения продукта на рынок:
1. Участие в отраслевых оффлайн мероприятиях, выставках, конференциях форумах, чтобы заявить о себе в IT-сфере, получить экспертизу;
2. Рекламные кампании в Facebook, Google, чтобы быстро проверить базовые гипотезы и получить числовые показатели: CPI, CR, ARPU.
3. После этого подключать другие каналы для онлайн продвижения: сми, тематические ресурсы, блоггеры.
Работа с блоггерами и рекламные кампании в соцсетях оказались сложнее в реализации, чем мы думали, и заняли в 2−3 раза больше времени, так что мы сильно скорректировали последующие активности и сделали упор на оффлайн мероприятия.
КУРС НА ОФЛАЙН ИВЕНТЫ
Мониторинг отраслевых конференций, форумов и выставок навел нас на ФРИИ STARTUPDAY— одна из самых крупных в России старт-ап конференций.
«Startup Day — ежегодная однодневная конференция Фонда развития интернет-инициатив, которая собирает на одной площадке стартапы, успешные IT-компании, инвесторов и профильные организации. На Startup Day происходят анонсы новых продуктов лидеров рынка, воркшопы и консультации для основателей ИТ и интернет-бизнесов. В программе — кейсы, истории успеха и лучшие практики от лидеров рынка ИТ и интернет.»
Далее мы поделимся с вами личным опытом, как принять участие в Startup Day, подробно расскажем с какими проблемами столкнулись и в конце дадим советы «зеленым стартаперам».
Первым делом нужно отправить заявку на участие в «Питчах стартапов». Необходимо поторопиться, потому что количество мест ограничено, и как заявляют организаторы «они могут быстро закончиться».
Если вы получили ответное письмо с приглашением, то вы вытянули счастливый билет. С этого момента все в ваших руках и зависит от того, как вы себя проявите на мероприятии.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ
Наша оценка за организацию мероприятий 10 из 10. Все было на высшем уровне. Далее опишем все в деталях от А до Я.
Локация и трансфер
Проходит конференция по разным городам: Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар. Каждый может выбрать для себя ближайшею локацию или принять участие во всех «Startupday», так как проходят они в разное время.
Для нас ближайший город оказался Санкт-Петербург, така как центральный офис ClickChat находится в Москве.
Само мероприятие проходило в отеле Park INN ПРИБАЛТИЙСКАЯ по адресу ул. Кораблестроителей, 14. Если бюджет компании позволяет, то лучше разместиться прямо в нем.
Ближайшее станция метро от отеля — Приморская. От метро можно дойти пешком, это около 25 минут. Но для участников «Питчей стартапов» ФРИИ предоставляет комфортабельный автобус.
Обратная связь с организаторами
Для участников питчей создают отдельный чат в телеграме. Организаторы всегда на связи, оперативно отвечают и дают советы.
АКТИВНОСТЬ НА ПЛОЩАДКЕ
Вот вы наконец попали на на площадку. Что делать и куда пойти?
Регистрация
На входе расположена стойка регистрации. Начинаем с нее. Здесь необходимо получит бейдж.
Всего несколько типов: стратапы, спикеры, инвесторы, эксперты, участники.
Карта площадки
Сама площадка делится на несколько зон:
· VR зона — встреча с инвесторами. От организаторов вам придет сообщение к кому вас записали, то есть вы будете общаться с людьми которые потенциально могут быть заинтересованы в вашем проекте.
· Зал с главной сценой, где проходят выступления спикеров и будут «Питчи стартапов».
· Зона с экспертами. На эту зону отводится отдельное время.
· Зона нетворкинга расположена сразу после главной сцены. После питчей здесь можно перевести дух и снять стресс. В зоне вы найдете все для кофебрейка: чай, кофе, печенье, вафли, фрукты, молоко.
Активности
VR комната с инвесторами.
В этой зоне вы встречаетесь с инвесторами. Встречи проходят по записи, которую вам заранее огласят организаторы.
Мы попали к Анатолию Иванову, сооснователю ITBizRadio и главе отдела R&D в Embria (компания занимающейся развитием и инвестициями в начинающие стартапы).
Анатолий оказался очень открытым человеком, в итоге от него мы получили кучу инсайта и вынесли для себя много полезных советов. Для нашего стартапа ClickChat это было одно из самых полезных знакомств.
В VR зоне главное не замешкать и быть понаглее. Уже на выходе мы наткнулись на Константина Синюшина, известного российского серийного IT-предпринимателя, соучредителя ряда известных компаний, проданных стратегическим инвесторам Software AG, EMC Corp. и EPAM Systems. Константин российский бизнес-ангел в области интернет- и мобильных решений, занимающий первые места в венчурных рейтингах.
Пока он был свободен, мы воспользовались случаем и попросились к нему. Константин оказался очень отзывчивым и приятным человеком и с радостью нас принял, оставил свои личные контакты для связи и согласился встретиться с нами по приезду в Москву.
Главная сцена «Питчи стартапов»
Всего на питчи были выбраны 30 стартапов.
За 20 минут до выступления организаторы собирают всех спикеров и объявляют порядок выступлений.
Спикеру дается 1 минута, поэтому нет необходимости тратить силы и время на WOW презентацию, вполне достаточно одного слайда с лого и контактной информацией.
Помните, питчи это прежде всего ваша речь. Времени хватит лишь на три блока: проблема, решение и перспектива монетизации проекта.
Технические требования к презентации присылают заранее, но случаются и форс мажоры.
Наш опыт с питчами не назовешь самым удачным, так как презентация полетела, выступление было сорвано.
Зато мы вынесли для себя несколько уроков, с которыми обязательно поделимся с вами.
Не стоит отчаиваться если что-то пойдет не так, главное без паники. Организаторы дали нам второй шанс.
В итоге нас все запомнили и на экспертной сессии сразу узнавали. Цель оправдывает средства, теперь ClickChat «местная знаменитость».
Экспертная сессия
Экспертная сессия проходит в отдельном зале. Организаторы распределяют участников по экспертам и дают обходной лист. На каждую встречу отводится 15 минут, звучит гонг и вы переходите к следующему эксперту по вашему списку.
На экспертной сессии вы получите консультацию инвесторов и бизнес-ангелов, помощь от опытных предпринимателей и представителей крупных корпораций-партнеров. Это отличная возможность улучшить презентацию вашего проекта как для инвесторов, так и для потенциальных клиентов.
Но самое ценное — вы получите приглашение в Акселератор и Мастерскую Старта Продаж (ex. Заочный Акселератор) ФРИИ, что очень важно для дальнейшего продвижения вашего продукта.
Выводы которые мы вынесли для себя и советы будущим участникам:
1 Презентацию для питчей сделать в один слайд. Это поможет избежать неурядицы в случае технических проблем.
2 Организаторы приглашают всех участников на тренинг от ФРИИ по выступлениям. Не пренебрегайте этой возможностью.
3 Не волноваться, знакомиться со всеми и большую часть времени уделить нетворкингу.
4 Не стесняться и быть наглее, в рамках приличия.
5 Обязательно подать заявку на VR сессию и на сессию с экспертами.
6 Запастись диктофонами для записи ваших встреч на сессиях. Именно там вы получите самую ценную и полезную информацию.
7 Определиться с целью поездки. Для нас это пиар, получить экспертную оценку и обратную связь, цели найти клиентов не было.
8 Собрать визитки, и обязательно через пару дней после мероприятия проведите обратную связь.
9 Отрепетировать выступление несколько раз.
10 Снять ваше выступление на камеру. Закажите свою профессиональную съемку или попросите коллегу. Эти материалы отличный пиар-материал для СМИ и ваших соцсетей.
11 Проявлять активность перед фотографами и СМИ. Ваша цель пиар, поэтому необходимо по максимуму засветиться.