Зачем маркетологу уметь программировать
Product management
Один из первых постов по теме я нашла на VC.ru “Маркетолог обыкновенный: куда расти, чтобы не топтаться на месте”.
В статье директор по маркетингу Maps.me, экс-директор по маркетингу Aviasales, Павел Распутин рассматривает различные пути развития карьеры маркетолога. Это переход в смежную сферу маркетинга, управление командой, развитие бизнеса, собственно продакт-менеджмент или предпринимательство.
Продуктовый менеджер ведет продукт от и до, составляет дорожные карты, приоритизирует внедрение новых фич, досконально знает своего пользователя и находит общий язык с разработчиками.
Схематично пересечение навыков продуктолога можно выразить следующим образом.
http://www.mindtheproduct.com/2011/10/what-exactly...
Engineered marketing
Трудно найти истоки происхождения этого понятия, но им активно оперирует голландское агентство Growth Tribe. Это микс автоматизации маркетинга, развития сторонних проектов и технических маркетинговых навыков и инструментов. Примеры того, что можно сделать, владея этим навыком: создать своего чат-бота, веб-приложение и пр.
Growth Hacking
Происхождение понятия в 2010 году приписывают следующим личностям: Sean Ellis (основатель стартапа “GrowthHackers”), Hiten Shah (сооснователь “Kissmetrics”) и Patrick Vlaskovits (соавтор небезызвестной книги “Lean Startup”).
Понятие Growth Hacking взорвало интернет и быстро превратилось из нового интересного направления в избитое выражение, которое вызывает ненависть у некоторых предпринимателей. Изначально это техники и подходы, которые используют для масштабирования компании или продукта. Часто понятию придают негативный оттенок, например, использование локальных маркетинговых техник без системного подхода как привлечение дополнительных 10’000 посетителей на сайт без анализа качества трафика.
Andrew Chen, отвечающий за рост Uber, в интервью “Growth Hacker is the new VP Marketing” объясняет появление термина культурой Кремниевой Долины, где активно популяризируется умение программировать. “Гроуз хакер”, гибрид кодера и маркетолога, решает стандартную проблему маркетинга “Как привлечь новых клиентов” с помощью A/B тестов, создания продающих страниц, открытого графа, моделирования сценариев в таблицах excel, запросов к базе данных.
Programming for marketers
Актуальность развития технических навыков для маркетолога также доказывают имеющиеся на рынке курсы.
Например, курс от двух американских маркетологов, столкнувшихся с необходимостью повысить свой уровень технических знаний. Nat Eliason, работал в Zapier, сейчас параллельно с собственным стартапом развивает маркетинг в SumoMe. Justin Mares, соавтор книги “Traction: A Startup Guide to Getting Customers”, работал в отделе роста стартапа Airbake. Во время работы в компании Justin построил отдел продаж и научился программировать на уровне, чтобы обновлять продающие страницы, реорганизовать процесс привлечения новых пользователей, извлекать данные из базы данных для проведения более эффективных рекламных кампаний.
Краткий бесплатный недельный курс включает семь заданий: привлечение 50000 читателей в Твитер и увеличение email базы с помощью скриптов, sql для привлечения новых клиентов, создание профиля идеального клиента с использованием API, парсинг контента любого блога для выбора наиболее подходящей тематики для собственного ресурса.
Расширенный платный курс "Become a Technical Marketer" включает намного больше контента (основы функционирования Интернета, использование API, создание сайта, парсинг, работа с базами данных и др.), о нем я расскажу в следующих постах, т.к. недавно его прошла.
T-shaped Marketer
Значение понятия разъясняется в статье блога Moz, одного из самых известных западных SEO-агентств. Оно предполагает глубокое владение маркетолога одним навыком и общее знание остальных. Знание дополнительных областей маркетинга помимо основной специализации способствует улучшению взаимодействия внутри команды, пониманию специфики работы коллег, повышению креативности и эффективности рабочего процесса. Углубление в конкретный предмет в свою очередь повышает уровень компетентности.
Technical Marketing
И еще один набор навыков от Moz, сформулированный их директором по маркетингу Jamie Steven.
Просто мастер на все руки, а не маркетолог =)
Подробности в презентации по ссылке
Что касается необходимости уметь программировать, то здесь сообщество разделилось на два лагеря: кодить жизненно необходимо и бесполезно.
Одни говорят, что умение программировать позволяет свободно манипулировать данными, быть независимым от разработчиков, самостоятельно писать MVP, другие, что рынок переполнен уже написанными фреймворками и инструментами.
Аргументы обеих сторон одинаково убедительны, поэтому вывод один – нужно пробовать и смотреть целесообразность для каждой отдельной задачи, не пытаясь изобрести колесо там, где есть готовое решение!