Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Михаил Воеводский 335 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

АСУ для кофеен. Часть 1

Данная статья открывает цикл статей о создании и функционировании крупной автоматизированной системы учета для федеральной сети кофеен.В качестве инструмента реализации был выбран не самый стандартный для таких целей набор, но который хорошо показал себя за прошедшее с момента запуска время.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Часть 1. Предыстория.

Часть 2. Почему выбран MODX Revolution. Серверная часть.

Предыстория

Все началось в 2014 году, когда ко мне обратились владельцы сети кофеен с вопросом о возможности создания системы управлению (далее СУ или АСУ) сетью заведений под их бизнес-требования.

С учетом отсутствия у меня опыта в создании подобных проектов, сначала я смотрел на имеющиеся готовые решения на рынке, коих было очень мало. Да и до сих пор их количество значительно не увеличилось. По сути, можно выделить всего 2 главенствующих продукта — R-Keeper и iiko. Ключевые причины, по которым данные продукты не устраивали:

  • особенности бизнес-процессов данной сети кофеен, из-за которых все равно требуется большой объем доработок (и не все из них возможны в явном виде);
  • высокая стоимость лицензий.

Стоимость лицензий играла крайне важную роль, так как на тот момент в сети было 14 активных кофеен. Соответственно, при средней стоимости около 100 000 р. на одно заведение суммарная стоимость лицензий составила бы почти 1.5 млн р. Согласитесь, немало. А если принять во внимание желание расширять сеть и начать продажу франшиз, то лицензионные отчисления стали бы слишком ощутимой статьей затрат.

Забегая вперед, можно сказать, что после разработки АСУ под заказ стоимость платформы для каждой новой кофейни оказалась равна нулю. И это, разумеется, очень приятный факт.

Теперь об особенностях бизнес-процессов.

Почти все заказы принимаются у барной стойки с оплатой сразу, а прием заказов из зала доступен только для второго и последующих заказов, поэтому не требовалось распределенной системы терминалов и чековых принтеров по залу.

Для безалкогольных напитков действует система флаеров, позволяющих при предъявлении бумажного флаера получить второй напиток той же категории бесплатно. Очень удобно для посетителей и является одной из основных причин, почему многие полюбили данную сеть.

Если первая особенность легко реализуема в рамках готовых коробочных решений, то вторая — с большими сложностями. К примеру, представители одного из указанных ранее продуктов заявили о невозможности соответствующей доработки. А исключать такой маркетинговый инструмент владельцы сети были не готовы. Разумеется, имеются и другие особенности, которые не вписываются в типовой набор возможностей готовых продуктов.

В качестве промежуточного итога — после нескольких месяцев изучения ситуации владельцами было принято окончательное решение о реализации системы управления с нуля с учетом сразу всех бизнес-требований.

Отдельным предварительным этапом явилось изучение и описание бизнес-процессов, которое позволило сформировать комплексное представление о текущем состоянии компании, функциях сотрудников, обрабатываемых документах и т.п.

Начальные пожелания по возможностям

Интерфейс, разумеется, выглядит иначе.

Помимо очевидных требований для типовой АСУ добавились бизнес-требования. Общий перечень получился следующим:

  1. Прием заказов в кофейне сотрудником с использованием сенсорного моноблока
  2. Логирование действий барменов
  3. Путеводитель по процессу создания заказа (вопрос-ответ)
  4. Печать чеков на фискальном регистраторе
  5. Отчетность (статистика) для менеджеров локально в кофейне
    • Общая выручка
    • Продажи товаров
  6. Центральный сервер (далее ЦС) для агрегации данных
  7. Централизованное управление товарами и их составом
  8. Централизованная отчетность (статистика) по продажам
    • Общая выручка
    • Продажи товаров
  9. Синхронизация между всеми серверами в реальном времени
  10. Комплексные предложения (наборы товаров)
  11. Предложение доп. продаж позиций, соответствующих добавленным в заказ
  12. Флаеры
  13. Складской учет
    • Учет остатков ингредиентов
    • Списания ингредиентов при продажах
    • Инвентаризации/приходы/списания
  14. Интеграция с системой видеонаблюдения Video.NET
  15. Сотрудники
    • Карточка сотрудника
    • Учет рабочего времен
  16. Программа лояльности, гости
    • Карточка гостя
    • Лицевой счет
    • Оплата заказов с карты гостя
    • SMS-уведомления
  17. Сканирование штрих-кодов на картах сотрудников и гостей

Приведенный список не является полным, некоторые пожелания целенаправленно не указаны. Тем не менее, общее представление о масштабе АСУ составить возможно. Заодно, сравнить со всеобщим восприятием возможностей MODX Revolution.

Также, уже на этапе утверждения начальных пожеланий, было понимание об отклонении конечного результата, так как в процессе реализации предполагалось корректировать вектор развития в соответствии с текущими потребностями.

Разделы следующих статей

  • Почему выбран MODX Revolution
  • Работа с оборудованием
  • Примерная хронология проекта
  • Синхронизация данных и обновление компонентов АСУ
  • Пути решения проблем при непонятном поведении движка/компонентов
    • Сложности при разработке
    • Текущие технологические боли
  • Реализация складского учета
  • Текущие функциональные возможности АСУ
  • Текущие показатели АСУ
  • Желаемые планы

Продолжение следует...

Спасибо всем, кто дочитал до конца. В качестве продолжения видится еще 3-5 статей. Пишите в комментариях, на какие аспекты следует обратить особое внимание.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем