5 шагов для интернет-магазина, осваивающего мобильную ЦА
Запуск интернет-магазина с адаптацией его к требованиям и возможностям мобильных платформ оправдан по нескольким причинам:
- платежеспособная молодая аудитория, которая активно пользуется мобильными технологиями;
- быстрый рост мобильных платформ (как количественный — поставка смартфонов на основные рынки; так и качественный — растет время внутри приложений для основных ОС на рынке, таких как iOS и Android);
- изменения в структуре e-commerce в пользу проектов с адаптивными (читай — сомвестимыми с мобильными ОС) дизайном и функциональностью.
Немного цифр для интересующихся. По итогам второго квартала 2014 года на рынок поставлено более 300 млн смартфонов. В свете стабильно растущих поставок мобильных телефонов и планшетов растет и прибыльность сегмента разработки приложений: в странах Европы оценка ожидаемой выручки от мобильных приложений приблизилась к $16,5 млрд по итогам 2014 года, при темпах ежегодного роста в 12% по сравнению с предыдущим периодом.
Свежие данные исследования Яндекса показывают, что смартфонами и планшетами для выхода в интернет пользуются около трети пользователей в Украине при росте аудитории на 10% за год, а в России прирост мобильной аудитории составил +53% за тот же период.
По данным исследования от Google, 56% опрошенных регулярно пользуются интернетом. Среди жителей Украины (страны, в которой мы сейчас живем и работаем) в возрастной группе от 16 до 24 лет этот показатель составляет 96%. За прошедшие три года число пользователей смартфонов выросла более чем в три раза — от 7% в 2012 году до до 24% в 2014.
Растет не только использование смартфонов и приложений, но и время, затраченное на просмотр сайтов и контента, особенно в странах БРИК (развивающиеся рынки Бразилии, Росии, Индии и Китая) — здесь смартфоны уже обогнали по этому показателю ПК и ноутбуки.
Статистика, собранная специалистами Morgan Stanley, свидетельствует, что позиции мобильных приложений на двух ключевых платформах — iOS и Android — продолжат качественный и количественный рост в 2014 году и сохранят эту тенденцию на будущее. Помимо удобного инструмента коммуникации с целевой аудиторией, которая привыкла носить в кармане новости, блоги и медиафайлы, мобильные приложения постепенно превращаются в удобную площадку для привлечения платящего сегмента пользователей.
После того, как мы убедились, что интернет-магазин на мобильной платформе нужен и важен для вашего бизнеса, давайте перейдем к пяти базовым шагам. Их нужно выполнить, чтобы перевести ваш онлайн-магазин из настольного формата работы с заказами и покупателями в мобильный.
1. Адаптивный дизайн
Наиболее гибкий и быстрый способ со сравнительно меньшим бюджетом. Он позволяет сделать ваш интернет-магазин удобным для использования на экране планшета и смартфона. Диагональ экрана и возможности браузера перестают играть критическую роль, зато появляется удобство в навигации и оформлении заказов при помощи мобильных устройств; а также снижается число отказов в случае, если потенциальный клиент попадает на посадочную страницу распродажи или сайт магазина с мобильного устройства.
Самый простой способ сделать ваш сайт удобным для использования на экранах планшетов и смартфонов. Суть адаптивной верстки сайта и используемого UI проста: на каком бы устройстве вы не открыли сайт — от ноутбука до Android-смартфона или iPad — cайт будет выглядеть одинаково красиво и естественно.
В своих разработках студия Componentix использует адаптивную верстку: как мы уже рассказывали на примере интернет-магазина Новая Книга, это позволяет сделать использование сайта и процесс оформления заказов удобным и для настольных, и для мобильных пользователей.
Подготовку и реализацию резиновой верстки и адаптивного дизайна в целом стоит начать с нескольких подготовительных шагов:
- постановка задачи дизайнеру, юзабилитистам и программистам;
- получение образцов / макетов и дальнейшее А/В тестирование для выбора оптимального варианта;
- создание рабочей версии интернет-магазина на основе выбранного и протестированного адаптивного дизайна;
- внесение дальнейших правок и улучшений в последующих версиях дизайна, исходя из наблюдений за поведением и отзывами покупателей о новом адаптивном дизайне.
2. Оптимизация посадочных страниц под мобильные устройства
Мобильные нативные приложения нужны лишь крупным интернет-магазинам, а для более мелких и нишевых вполне достаточно будет разработки и запуска мобильной версии основного сайта. Однако и тем, и другим понадобится запуск оптимизированных посадочных страниц. Об основных причинах такой оптимизации мы уже писали ранее.
Основные направления работы для посадочных страниц, совместимых с мобильными устройствами:
- составление списка посадочных страниц для оптимизации под мобильные устройства;
- переработка их в адаптивной верстке согласно общему оформлению сайта;
- выполнение поисковой оптимизации и продвижения по ключевым словам / словосочетаниям, которые популярны и мобильной аудитории (для чего стоит использовать фильтры и срезы по этой аудитории из Google Analytics или аналогичных систем аналитики сайтов);
- регулярная ревизия и улучшения посадочных мобильных страниц по итогам месяца / квартала / любого другого выбранного контрольного промежутка времени.
3. Запуск мобильного блога
Еще один способ расширить свою аудиторию — это запустить мобильный блог. Развитие мобильных блогов было связано с появлением на массовом рынке смартфонов и обычных мобильников с камерами и возможностью добавления в браузере текста и картинок при помощи телефона.
К настоящему моменту мобильные блоги позволяют интернет-магазинам решить ряд разнообразных маркетинговых задач:
- донесение авторской точки зрения и создание площадку для дискуссии читателям и потребителям продуктов и услуг в рамках большого онлайн-проекта
- расширение целевой аудитории за счет мобильных пользователей
- решение образовательных задач
- использование блога как площадки для коллективного генерирования идей
- дополнительный инструмент контент-маркетинга для HoReCa-сферы, розничной торговли.
Интернет-магазин может привлечь сообщество мобильных пользователей к своему блогу, а уже оттуда — к релевантным акциям, скидкам и распродажам, связав контекст публикаций в блоге с предлагаемыми товарами.
4. Разработка и продвижение нативного приложения
Наиболее комплексный инструмент, который сочетает в себе и 100% соответствие параметрам мобильного дизайна и аппаратным возможностям смартфонов, и оптимизацию посадочных страниц, и встроенный мобильный блог, и даже адаптацию пользовательского (так называемого user-generated) контента — это нативное мобильное приложение.
Если вы хотите узнать, в чем состоит разница между нативным мобильными приложением и другими видами приложений, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей по этому вопросу. Кратко напомним, что при помощи нативного приложения можно добиться полной адаптации вашего интернет-магазина к аппаратным возможностям смартфонов, работающих на основе конкретной мобильной ОС. Если вы хотите, чтобы ваши покупатели могли выбирать товары, добавлять их в корзину и оформлять заказ при помощи планшета или смартфона точно так же, как они это делают на основном сайте в настольной его версии — принимайтесь за разработку нативного приложения.
Касательно окупаемости мобильного приложения и адаптивного дизайна в случае интернет-магазинов рекомендуем вам ознакомиться с мини-исследованием издания Контракты.
А прежде чем начать работу и искать подрядчика, почитайте также пост о правильной постановке задач для мобильных разработчиков.
5. Инструменты мобильных платежей
И наиболее сложный с технической точки зрения этап, который эффективен в плане совершения моментальных платежей в пользу интернет-магазина, — это подключение мобильного платежного модуля к приложению, чтобы дать покупателям возможность совершения платежей при помощи своего смартфона.
Он потребует от команды проекта и от подрядчика дополнительных работ по разработке, тестированию и подключению платежных модулей на сайте магазина и в самом приложении. Но зато у вас появится возможность работать с хранилищем платежных карт, переводом денежных средств и новыми инструментами для оплаты услуг и товаров в интернете (к примеру, недавно были представлены новые модели iPhone, у которых реализованы эти возможности для облачного хранения платежных данных и совершения моментальных операций с банковскими картами).
Хотите получить мобильное приложение для своего интернет-магазина? Намерены заказать адаптивный дизайн для основного сайта? Обратитесь в Componentix — и мы поможем вам в решении всех перечисленных выше задач адаптации вашего бизнеса к мобильным платформам.