Грамматические ошыбки*, из-за которых ваша компания рискует репутацией
В диджитал-пространстве, где текст — основа всего, грамматические ошибки могут сильно подпортить ваш имидж. Международная редакция «Контентим» перевела исследование Tidio о том, как ошибки влияют на образ компании и на что стоит обращать внимание при написании английских текстов.
Представьте, что вы рассказываете другу жуткую страшилку. Вы нагнетаете атмосферу и подходите к самому напряженному моменту, как вдруг вас перебивают и говорят: «„Мы с призраком“, а не „призрак со мной“».
Действительно ли прав ваш друг? И если, несмотря на неверный порядок слов, предложение все еще можно понять, так ли он важен?
У каждого из нас есть хотя бы один знакомый граммар-наци, который назойливо тычет в каждую ошибку. Но, опять же... кто хотя бы раз не морщился, глядя на очевидные грамматические ошибки в комментариях на YouTube или в блогах?
Мы решили поближе познакомиться с этой темой и опросили 1839 человек, чтобы выяснить, насколько они внимательны к грамматике и какие ошибки действительно достойны осуждения.
Вот что мы узнали:
- 94 % из 1457 респондентов из США считают себя внимательными к грамматике и орфографии, когда просматривают или читают онлайн-контент, с ними согласились 86 % из 431 респондента из других стран.
- Если говорить о возрасте, то наиболее внимательными к грамматике себя считают родители «бэби-бумеров» (так ответили 95,5 %), но и поколение миллениалов считает себя очень грамотным. 94 % опрошенных миллениалов признались, что обращают внимание на грамматические и орфографические ошибки. Это противоречит распространенному мнению о том, что миллениалы и зумеры не разбираются в грамматике из-за «культуры переписок» с эмодзи и сокращениями вместо подробных описаний.
- В то же время 96,5 % всех респондентов признают, что грамматические ошибки влияют на имидж человека, а 97,2 % утверждают, что они также влияют на восприятие компании.
- Интересно, что из 1700 человек, считающих себя внимательными к грамматике при чтении контента в интернете, только 2,8 % заметили все грамматические и орфографические ошибки, которые мы показали им в образцах текста.
Удивлены? Это еще не все.
Читайте дальше, чтобы узнать:
- Почему грамотность оказывает большое влияние на людей?
- Как грамматические ошибки влияют на мнение вашей аудитории?
- Какие грамматические ошибки вызывают наибольшее раздражение (полезно знать всем, кто пишет на английском)?
Давайте разбираться!
Почему грамматика так влияет на людей?
Оказывается, эта тема глубже, чем мы думали.
Согласно Андреа С. Калуде, письменный язык был стандартизирован в соответствии с устной речью, которой пользовались люди, облеченные властью. В результате сложилась ситуация, когда отклоняющиеся от стандарта образцы считались признаком низкого социального статуса.
В наши дни язык эволюционирует так быстро, что люди не успевают адаптироваться к изменениям. Новые выражения и неологизмы появляются почти ежедневно, и только некоторые из них остаются с нами навсегда, говорится в докладе Druide.
Могли бы вы представить выражения вроде «Я от тебя отписываюсь» или «Ставлю дизлайк» 15 лет назад? Ни одно из них не имело бы смысла ни с точки зрения грамматики, ни с точки зрения смысла, но сегодня обе фразыпрочно вошли в лексикон.
Хотя это показывает, что мы перенимаем новшества в повседневном языке, тем не менее у нас есть долгая история связывания грамматики с интеллектом и статусом. Значит ли это, что мы считаем людей, делающих грамматические ошибки, глупыми?
Давайте узнаем.
Как распространенные грамматические ошибки влияют на мнение людей о вас и вашей компании?
До 44,4 % респондентов считают, что грамотность говорит об уровне интеллекта. Около 20,9 % респондентов считают, что она также свидетельствует об уровне образования.
Один из респондентов рассказал на Reddit следующее:
Удивительно, как мое мнение о ком-то может измениться на 180° из-за его грамматических и орфографических ошибок. Человек пишет «ихний» (you’re) вместо «их» (your) больше, чем один раз, и мне уже сложно не считать его глупым.
И еще запятые. Я не собираюсь сидеть здесь и притворяться, что знаю все правила расстановки запятых, но, черт возьми! Некоторые люди пишут целые абзацы без единой запятой. Голос в моей голове читает это как лепет младенца.
Пользователь Reddit
Никто не сомневается, что между грамотностью и мышлением существует значительная связь. Тем не менее в исследовании Current Biology (цит. по Bloom) было доказано, что даже люди с языковыми нарушениями способны к абстрактным и сложным рассуждениям. Это опровергает гипотезу «грамотность = интеллект».
Это не меняет общего мнения, что люди воспринимают тех, кто делает грамматические ошибки, как ленивых или необразованных, особенно в профессиональной среде. Кайл Виенс, генеральный директор компании iFixit, заявил, что он «не будет нанимать людей с плохой грамматикой» и проводит грамматический тест для всех своих соискателей.
И если вы думаете, что люди довольно сурово судят только других, когда дело касается грамматических ошибок, оказывается, что весь имидж компании может разлететься вдребезги из-за нескольких ошибок.
51,8 % респондентов признают, что грамматические ошибки могут испортить впечатление о компании, а 34,9 % ответили, что грамматические ошибки могут повлиять на доверие.
Если задуматься об этом на секунду, все становится понятно. Посещение целевой страницы компании — обычно первое взаимодействие потенциального клиента с брендом.
Если целевая страница, которую посещают ваши клиенты, полна грамматических и орфографических ошибок, они могут усомниться в том, что вашей фирме можно доверять. Если вы не заботитесь о своем присутствии в интернете, почему они должны выбрать именно вас, а не более профессионального конкурента?
И хотя Боланд и Куин доказали, что суждение о человеке по его познаниям в грамматике говорит больше о вас, чем о нем, некоторых ошибок лучше избегать. Каких именно? Давайте узнаем.
Самые раздражающие, но распространенные грамматические ошибки в английском языке
В интернете можно найти множество статей, в которых обсуждаются наиболее распространенные грамматические ошибки. Но одно дело — распространенность этих ошибок, а другое — то, как люди воспринимают эти ошибки на самом деле.
Именно последнее мы и хотели выяснить!
Поэтому во второй части нашего опроса выбрали несколько распространенных грамматических или орфографических ошибок и спросили наших респондентов, насколько они их раздражают.
Давайте посмотрим.
#1: Their vs. They’re vs. There
Вы знаете разницу между тремя словами: сокращение (they’re), притяжательное (their), наречие (there).
Из всех респондентов 80,1 % сказали, что в представленном образце текста что-то не так, и 90,5 % из этой группы действительно заметили ошибку.
Более того, 85,71 % из тех, кто заметил ошибку, признались, что находят ее раздражающей.
Что они думают? Если вы пишете their вместо there, то вы, скорее всего, невнимательны (53,1 %), необразованны (22,4 %) или некомпетентны (20,7 %).
Некоторые респонденты признали, что человек, допустивший такую ошибку, выглядит «глупым», «непрофессиональным» и «невежественным», также присутствовали варианты «невнимательный» и «криворукий». Ауч.
Но есть и хорошие новости — некоторые люди сказали, что те, кто допускает подобные ошибки, «вероятно, не являются носителями английского языка», или же в ошибке можно обвинить «автокоррекцию, которая вмешивается в письмо постоянно».
#2: Your vs. You’re
Похоже, что один из наших респондентов, процитированный выше, не одинок в своей позиции по поводу ошибки your (притяжательное) vs. you’re (сокращение от you are).
76,7 % респондентов заметили, что в приведенном предложении что-то не в порядке, а 92,53 % из них действительно заметили ошибку. Из этой группы 85,16 % оценили эту ошибку как раздражающую или сильно раздражающую.
Хотя респонденты согласились, что ошибка раздражает, они также утверждали, что человек «просто не перепроверил твит», был «невнимательным» или «просто не умеет работать с сокращениями».
#3. Less vs. Fewer
Согласно правилам английской грамматики, fewer используется с исчисляемыми существительными (например, люди), а less — с неисчисляемыми существительными (например, вода).
Хотя профессора лингвистики категорически возражают против этого, словосочетание less people широко используется в разговорной речи. Некоторые носители языка говорят: из-за того, что это выражение настолько распространено, они даже не осознают, что это фактическая ошибка.
В нашем исследовании 68,8 % респондентов увидели, что в тексте примера что-то не так, и почти половина из них заметили ошибку (47,05 %). Из этой группы 52,18 % посчитали эту ошибку раздражающей.
О человеке, который мог бы совершить такую ошибку, респонденты сказали: «Это довольно распространенная ошибка, я не думаю, что человек особенно невнимателен или необразован. Возможно, это просто повторение чужой ошибки, которую он принял за норму».
И хотя некоторые респонденты ответили: «Этот человек необразован, должно быть fewer», похоже, что по мере развития языка некоторые грамматические ошибки становятся общепринятыми нормами.
#4: Then vs. Than
Than — это связка, используемая для сравнения, например, Ice cream is better than pizza, а then — это наречие, используемое для определения порядка действий во времени, например, She put the water to boil, and then she added salt.
Из всех респондентов 56,9 % сказали, что в тексте примера что-то не так, и 90,03 % из них заметили ошибку. В этой группе 66,24 % посчитали, что она раздражает, но сильных высказываний о людях, допускающих такие ошибки, не было.
Респонденты отметили, что человек, допустивший такую ошибку, «мог спешить» или «просто сделал опечатку». Большинство опрошенных признались, что у них нет негативного мнения об этой ошибке.
Были и такие, кто сказал, что «человек пишет как ребенок», или заявил, что «грамматика явно не важна для человека, который пишет что-то подобное», но таких было меньшинство.
#5: Неверное написание ie vs. ei в слове weird
Вообще-то, правильно писать weird, но из-за двух гласных в корне многие пишут его как wierd, wird или werd. Забавный факт: согласно Оксфордскому словарю, это слово чаще всех остальных в мире пишут неправильно.
Из всех опрошенных 64,5 % увидели в тексте примера что-то не то, и 90,05 % из них смогли определить, что это именно неправильно написанное слово. Из этой группы 56,28 % признались, что эта ошибка их раздражает.
Только 10,4 % сочли человека, допустившего эту ошибку, «некомпетентным», а 4,6 % оценили его как «глупого». Респонденты, которые хотели поделиться своими мыслями, сказали, что человек «может быть, не очень хорошо пишет», «может быть дислексиком» или «невнимательным».
Похоже, что орфографические ошибки вызывают меньше раздражения.
#6. Неверное написание дублирующихся согласных как в Millennials vs. Millenials
Опечатки считаются довольно незначительными ошибками, и говорят, что они настигают даже самых строгих граммар-наци. Но подождите... разве не у всех есть автокоррекция на телефонах и компьютерах?
На вопрос, есть ли ошибка в тексте примера, 57,3 % ответили, что текст не в порядке. Из этой группы 61,25 % заметили ошибку в написании слова Millennials, и 44,88 % из них сочли это раздражающим.
59,6 % опрошенных миллениалов заметили что-то неладное в тексте примера, а 65,9 % из них обратили внимание на неправильно написанное слово Millennials.
Слово в таком виде не вызвало особого негатива, некоторые люди даже не заметили эту ошибку, а обратили внимание на другие — такие, как пропущенная или неправильно поставленная запятая в тексте примера.
#7: Неуместные запятые
В разных языках существуют разные правила использования запятых, но в английском языке постановка запятой перед that в начале придаточного предложения — очень распространенная ошибка.
Поэтому мы были удивлены, когда увидели, что 55,9 % респондентов заметили, что в тексте примера что-то не так, а 67,28 % из них определили ошибку.
Так было до тех пор, пока мы не увидели комментарии, где люди указывали, что написание «американское»", а они из Великобритании или Австралии. Оказалось, что многие люди думали, что ошибкой было написание слова neighborhood, а не запятая перед that в предложении. ¯\_(ツ)_/¯
Те, кто действительно определил ошибку, как мы и предполагали, сказали, что «Это просто запятая там, где ее не должно быть. Я бы не стал говорить о необразованности из-за такой мелочи» и что у них «Нет мнения, потому что люди постоянно ставят запятые неправильно».
#8: Грамматически правильные, но странно звучащие фразы
Чтобы сделать исследование немного интереснее, мы включили в него любопытный пример — текст грамматически правильный, но выглядит странно. Мы рассматривали этот пункт как эксперимент, не учитывая его в окончательном результате.
Только 47,5 % респондентов признали, что образец текста в порядке, но 60,56 % из тех, кто сказал, что это не так, отметили, что он читается неестественно.
Те, кто определил предложение как грамматически неправильное, сказали, что человек, который сказал бы нечто подобное, «претенциозен», «высокомерен» и «слишком старается».
Теперь вам, скорее всего, интересно, насколько хорошо справились с тестом наши грамматически грамотные респонденты?
Результаты исследования
Из 1700 человек, которые признались, что считают себя внимательными к грамматике при чтении контента в интернете, только 2,8 % набрали 7/7 баллов в нашем опросе. Большинство, а именно 29,94 %, набрали 5/7 баллов, а 3,7 % — 0/7 баллов.
Только 2,8 % грамотных миллениалов набрали 7/7 баллов, но они все равно показали себя лучше, чем бэби-бумеры (2,45 % набрали 7/7 баллов) и представители поколения Z (2,7 % набрали 7/7 баллов).
Выводы
Утверждение, что знание грамматики напрямую связано с уровнем интеллекта человека, едва ли правдиво. Однако это предубеждение все же довольно сильно, особенно в профессиональном мире.
Знание и правильное использование грамматики позволит вам выглядеть более внимательным и серьезным, что может быть особенно важно для имиджа и репутации компании.
Хотя английский язык развивается и все больше людей понимают, что лишние запятые случаются, безопаснее избегать наиболее раздражающих ошибок. В конце концов, давайте помнить, что общение — самая важная часть любого сообщества, особенно в цифровом пространстве.
Заключение от «Контентим»
Конечно, грамматика важна как в повседневном общении, так и в корпоративной культуре. Согласитесь, кто захочет доверять компании, которая путает слоги и ставит запятые там, где их быть не должно?
За всем этим обязательно нужно тщательно следить, особенно в коммерческом контенте. Мы с удовольствием вам с этим поможем и не дадим допустить ни одной — даже самой крохотной — ошибки!
Автор: главный редактор по текстам на иностранных языках в студии копирайтинга «Контентим» Александра Циклаури.
P.S. У нас есть канал в телеграме, заходите!