We’re here to help you: что такое “Schema markup” и почему это полезно для SEO
Как широко известно в узких кругах — Schema.org существует с 2011 года.
Надо признать: появление такого сервиса было достаточно шумным. Шутка ли: не каждый день за импровизированным круглым столом собираются лучшие поисковики мира, да еще и объединенные общей идеей. Идея, кстати, блещет смесью альтруизма и утопичности — думаем, ее вполне можно сформулировать как желание “сделать Интернет чище и полезнее”.
Мы это к чему: в момент выхода сервиса о нем было написано множество замечательных статей. В большинстве случаев на английском, но несколько качественных русскоязычных тоже присутствует.
Написали — и забыли.
Почему мы решили вспомнить об этом сегодня? Дело в том, что в последнее время на главных SEO-форумах Америки возобновилось активное обсуждение этого (местами) спорного сервиса.
Вдохновившись статьей Чака Прайса из Measurable SEO, мы решили разобраться, что такое Schema markup и как это поможет мировому SEO.
Для тех, кто вдруг пропустил:
Schema.org — это результат коллаборации лучших поисковых систем мира, среди которых Google, Yahoo, Bing и даже Yandex. Развитие проекта берет свое начало с 2011го года, и с тех пор только набирает обороты. Это была лирическая часть.
Что касается технической стороны вопроса: проект Schema — это сервис, предлагающий веб-мастерам получить разметку схемы, которая создаст расширенный код после добавления на веб-страницу. Далее результат ваших трудов будет красиво оформлен в поисковой выдаче, и существенно улучшит ее качество. И хоть ее настройка сравнительно легкая, заманить веб-мастеров делать что-то дополнительное можно только калачом приличных размеров. Не беремся утверждать точно, но, кажется, вся шумиха на тему “Schema поможет вашему SEO!” возникла примерно так.
Зачем все это нужно?
От того, как поисковая система интерпретирует контекст запроса зависит качество результата поисковой выдачи в целом, и судьбы конкретного запроса — в частности.
В блоге Яндекса можно найти подробное объяснение того, зачем это нужно. С очень наглядным примером:
Вместо тысячи слов — послушаем, как Schema.org сами описывают свою миссию:
«Большинство веб-мастеров знают, что такое теги HTML и как их использовать на своих страницах. Обычно теги HTML сообщают браузеру, как отображать информацию, содержащуюся в теге. Например, <h1> Аватар </ h1> сообщает браузеру отображать текстовую строку «Аватар» в формате заголовка 1. Тем не менее, тег HTML не дает никакой информации о том, что означает эта текстовая строка - «Аватар» может ссылаться на чрезвычайно успешный 3D-фильм, или он может ссылаться на тип изображения профиля — и это может затруднить отображение релевантного контента для пользователя ».
- Для каких тематик я могу использовать коды от Schema?
Практически для всех.
Вот вам основной список того, для чего создана Schema.org:
Если вы все еще сомневаетесь, добавим перечень сайтов-клиентов Schema.org (по каждой из вышеназванных категорий):
- Как добавить Schema на свой сайт?
Чак Прайс уверяет, что вам помогут микроданные.
Ведь всем известны плюсы микроданных: это достаточно просто. Самое “оно” для новичка. При условии соблюдения крайней степени внимательности.
“Однако один из главных недостатков использования микроданных — необходимость отмечать каждый отдельный элемент “в теле” вашей веб-страницы. Как несложно догадаться — запутаться можно легко. И очень быстро.” Чай Прайс
Перед тем, как добавлять схему на свои веб-страницы — вам нужно четко обозначить к какой тематике относится контент на вашем сайте. Некоторые тематики вы видите на таблице выше, но полный список кодов и тематик находится здесь.
Давайте проведем объяснительные работы с помощью конкретных примеров. Тем более, что одним из наиболее показательных примеров считают поисковой запрос “Аватар”. Понимаете, в чем смысл? Какой именно “Аватар” необходим пользователю? Новый фильм? Бесценная классика мультфильмов? Или фотография для чатиков и соцсетей?
Вот здесь Schema и спешит на помощь:
Предположим, что у вас есть страница с описанием фильма “Аватар”. Из разряда: режиссер, монтажер, актеры, трейлеры — и так далее. Ваш код будет выглядеть примерно так:
А если добавить немного магии и объяснить поисковым машинам, что речь идет именно о фильме? Имени Джеймса Кемерона для индексируещего робота все же недостаточно. Мало ли — а вдруг вы пишете про мультфильм и упоминаете имя Джеймса в плохом ключе?
Ладно, шутки шутками, а itemscope вверху кода добавлять все-таки нужно:
Добавить itemscope означает заявить, что HTML-код, содержащийся между блоками <div>, идентифицирует определенный элемент. Само собой, без уточнения тематики этого самого элемента “кина не будет”. Кстати, про кино. В данном случае именно это нам и нужно указать как тематику страницы:
Интересно, да? Если говорить просто, когда между блоками <div> вы указали, что данная страница относится к Schema Movie, вы поставили индексирующего робота перед фактом. Никаких других мнений быть не может.
Само собой, что вышеназванные примеры — уровень детского сада. Мы не будем останавливаться на технической части, так как на эту тему написано несколько прекрасных гайдов.
Например, вот этот на английском языке, а вот этот на русском.
Сейчас нас больше волнует другой вопрос. А именно…
Может ли Schema улучшить мои позиции в поиске?
Чак Прайс утверждает, что “тем временем” голосовой поиск получает все бОльшую долю на рынке, а RankBrain становится для Googlе чем-то вроде манны небесной. Мировым трендам необходимо соответствовать.
В связи с этим необходимость размещения веб-страницы в правильном контексте (читай: среди релевантного контента) становится must have для всех веб-мастеров, желающих улучшить SEO продвижение своего ресурса.
Разработчики говорят, что “Schema tells the search engines what your data means, not just what it says”. Вспоминая пример с тем же Аватаром, можем сделать вывод, что синонимов и омонимов в современном мире предостаточно. А это значит, что нужно быть конкретнее.
Доказательства того, что микроданные оказывают непосредственное влияние на ранжирование органического поиска не найдены. Тем не менее, определенные коды делают ваши веб-страницы более заметными в результатах поиска. Улучшенная видимость улучшает показатель кликабельности — это да. Менее менее трети результатов поиска Google используют разметку Schema.org — и это открывает богатый простор для действий.
Подводя итоги: На сегодняшний день очень мало вещей в SEO могут быстро давать результат. Это как раз тот случай, когда мало теряешь — но многое можешь получить. Почему бы и нет?
Полезные ссылки:
- schema.org
- Мастер разметки структурированных данных от Googlе.
- Объяснительная записка от Яндекс.