Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
arrow-right Created with Sketch. Андрей Рочев 2 217 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Виды копирайтеров и их сериальные прототипы

Я убежден, что прежде чем начать что-то делать, надо определиться с направлением движения. Разные направления деятельности копирайтеров я представил в форме самых ярких героев сериалов – так нагляднее и веселее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

На первых порах направление важно для того, чтобы стать профессионалом в одном конкретном деле и уже потом, если захочется, можно расширяться, углубляться или вообще менять дорогу.

Поэтому сегодня я расскажу про основные виды деятельности большинства копирайтеров. А так как я люблю смотреть различные сериалы, то эти виды я решил представить в форме самых ярких для меня героев сериалов. Так нагляднее и веселее. Приступим.

Копирайтер для бизнеса – Доктор Хаус

Копирайтер для бизнеса, по своей сути, является врачом. Он тоже должен найти и вылечить болезнь бизнеса, из-за которой этот самый бизнес может умереть. Для этого надо залечить существующие раны, либо найти “еду” в виде прибыли, которая поможет бизнесу восстановиться, наполниться силами и даже набрать несколько новых “килограмм” для того, чтобы быть еще сильнее и здоровее.

Поэтому ассоциация с Доктором Хаусом вполне естественна. Плюс Вам не обязательно пропитываться симпатией к новому “пациенту”, так как Ваша задача его вылечить, а не стать лучшим другом и держать за руку в предсмертной агонии.

К тому же, на Хауса работает целый штат профессиональных врачей, отлично разбирающихся в своих узких направлениях и без которых невозможно обойтись, каким бы умным и самодостаточным не был человек. В бизнес-копирайтинге действует то же правило. Вы практически не сможете в одиночку решить проблему с помощью только одного текста.

Зачастую, кроме самого текста, нужно еще подключить дизайнера, программиста, верстальщика и много еще кого. Вы, конечно, можете научиться и делать всё сами, но этим Вы навредите и себе, так как будете просто зашиваться в срочных задачах, и Вашему “пациенту”, которого можно было бы “вылечить” быстрее, просто попросив помочь нужного специалиста, глубже погруженного в тему и знающего гораздо больше мелочей.

Особенно это важно на первых порах, когда надо бить в одну точку, а не распыляться на удары по разным.

Необходимые качества:

  • Ответственность
  • Дисциплинированность

В копирайтинге для бизнеса важно уметь отвечать за свои слова и не подводить своих заказчиков. Если в любом другом направлении просрочка Вашей работы на некоторое время вряд ли сильно скажется на чем-то, кроме Вашего авторитета, то в копирайтинге для бизнеса любая просрочка оборачивается потерей денег.

Если продолжать аналогию с медициной, то представьте, будто Ваш пациент истекает кровью и Вас послали за бинтами. И вот пока Вы бегаете за ними, постоянно отвлекаясь на флирт с симпатичными медсестрами или медбратьями, тут уж кому что ближе, и в итоге возвращаетесь с опозданием, от чего Ваш пациент либо теряет больше крови и ему уже необходимо совсем другое лечение, либо вообще умирает.

Вы же не хотите прослыть специалистом, у которого умирают “пациенты”?!

Необходимые навыки

Самый важный навык копирайтера для бизнеса — это системное мышление и системный подход к делу. То есть Вы должны понимать, что надо сделать вот эти шаги, чтобы получить вот такой результат. На одной интуиции тут не уедешь. Всегда надо понимать что и для чего Вы делаете.

Поэтому достаточно часто хорошими бизнес-копирайтерами становятся те, кто закончил физ-мат, и, в особенности, программисты.

Огромным плюсом будет, если Вы на себе успели прочувствовать все прелести предпринимательства. В таком случае Вы лучше понимаете специфику работы “организма пациента” и точнее сможете его вылечить.

Также очень хорошо, если у Вас есть успешный опыт продаж в самых разных сферах. Тогда Вы сможете стать еще более узким специалистом и, соответственно, быстрее и больше зарабатывать.

Кроме этого желательно обладать следующими навыками:

  • Умение продавать
  • Знание основных принципов маркетинга и рекламы
  • Знание психологии людей и потенциальных клиентов, в частности

Но даже если у Вас нет всех или каких-то из этих качеств, то не расстраивайтесь. Всему можно обучиться. Самообразование вообще отличает профессионалов от всех остальных, так как чем умнее и образованнее человек, тем больше он хочет знать и уметь.

Так что не бойтесь, если Вы ничего не знаете или не понимаете. Просто Вам придется пройти чуть более долгий путь, чем другим. Но если Вам действительно интересно заниматься продажами, маркетингом и предпринимательством, то смело выбирайте это направление. Не забывайте, что когда-то и Хаус был интерном.

Статейный копирайтер. Ричард Касл (“Касл”)

Чем отличается популярный писатель от непопулярного? Умением продавать себя и свои книги. Причем совсем не факт, что популярный пишет лучше непопулярного. Просто один понимает, что себя надо уметь продать, а второму это мерзко и он считает, что деньги зло и вообще хорошее произведение само себя сможет продать.

То же самое касается и человека любой другой профессии. И в особенности копирайтера. Иначе это уже какой-то сапожник без сапог.

Именно поэтому в качестве прототипа для копирайтера, пишущего только статьи, я и выбрал Ричарда Касла из одноименного сериала. Он не только пишет достаточно интересные и захватывающие книги, но и умеет их продавать.

Аналогично надо будет работать и Вам, если решите взяться за это направление деятельности.

Причем я сейчас совсем не беру в расчет людей с биржи. Здесь Вы можете прочитать почему. И вообще, давайте договоримся, что в моем блоге определение “человек с биржи” будет ругательным.

Ну так вот, статейный копирайтер — это эдакий тайный продавец, который пишет статью для того, чтобы человеку захотелось купить продукцию Вашего заказчика, либо подписаться на блог, если он напрямую ничего не продает, но зарабатывает на рекламе, размещенной на сайте.

При этом, чем лучше у Вас слог и чем интереснее Вы пишите, тем легче будут читаться статьи и их читатели будут больше времени проводить на сайте. А это, в свою очередь, увеличит позиции всего сайта в поисковых выдачах, так как роботы будут видеть, что сайт интересен для посетителей.

Необходимые качества и навыки

Так как это направление деятельности гораздо уже предыдущего, то тут я объединю качества и навыки, чтобы не повторяться

  • Любознательность
  • Креативность
  • Ответственность
  • Любовь к чтению
  • Умение ненавязчиво продавать
  • Знание основ маркетинга
  • Знание психологии людей

Эти навыки и качества помогут Вам интересно и необычно рассказать даже о самой примитивной вещи, а также вызвать у читателя нужные Вам эмоции и реакции.

И за это Вас будут очень ценить и практически разрывать заказами, а Вы уже будете выбирать с кем работать.

SEO-копирайтер — Декстер Морган (“Декстер”)

Не совсем явное сходство, но логика очень проста.

Если кто не знает, то Декстер Морган — это эксперт по крови, работающий в полиции Майами днем, а по ночам он маньяк, убивающий преступников, которых полиция не смогла найти или наказать.

Так и SEO-копирайтер, выбирает ключевые слова и по ним пишет текст, чтобы сайт заказчика охватывал как можно больше поисковых запросов своих потенциальных покупателей.

Например, если SEO-копирайтер пишет текст для тех, кому интересны вентиляторы (актуальная тема в летнюю жару), то он берет такие словосочетания, как “Купить вентилятор”, “Напольный вентилятор”, “Как спастись от жары в офисе” и так далее. Аналогично и Декстер Морган ищет своих жертв по ключевым словам “Убил и не посадили”, “Как избежать наказание за убийство”, “Мой адвокат лучший”, “Fuck the Police” и так далее.

Необходимые навыки и качества практически идентичны тем, что нужны статейному копирайтеру. Разве что еще надо уметь красиво вписывать различные неказистые ключевые слова в текст, так чтобы они не были бельмом на глазу. Но обладая достаточно большим словарным запасом эта задача не кажется очень уж серьезной.

Другие типы копирайтеров

Это основные виды копирайтеров, которых я планирую рассматривать в своем блоге, но кроме них есть и другие. Например, копирайтер для бизнеса это очень широкое определение, так как проблем и потребностей у бизнеса уйма и можно сконцентрироваться на чем-то одном. О них я не буду сильно расписываться, но перечислить их надо, чтобы Вы знали об этих направлениях и, при желании, могли выбрать что-то более Вам подходящее.

Копирайтер коммерческих предложений — Харви Спектр (“Форс-Мажоры”)

Копирайтер коммерческих предложений или, как удачно назвал этот тип копирайтеров Евгений Малышенко, КПрайтер занимается тем, что делает выгодные предложения, от которых, в идеале, глупо отказаться. Так и Харви Спектр решает проблемы своих клиентов, иногда делая такие предложения. Надавливает на больные точки и выигрывает.

Согласен, ассоциация несколько притянута за уши, но другие известные мне герои сериалов подходят еще меньше. Тот же Рэй Донован вроде тоже решает проблемы своих клиентов, но он делает предложения с помощью угроз, биты и в лучшем случае денег. Так что остановлюсь именно на Харви Спектре, как на лучшем сериальном адвокате (да да, для меня он лучше Соула Гудмана).

Email маркетолог — Тэд Мосби (“Как я встретил Вашу маму”)

И пусть Тэд рассказывал почти 10 лет о том, как он встретил маму своих детей, но он это делает очень откровенно и интересно. Так и копирайтер, который занимается e-mail маркетингом, то есть созданием текстов для писем, должен рассказывать о жизни компании. Это надо для того, чтобы компания Вашего клиента воспринималась как живой человек, а не как какая-то компания, который интересны только деньги своих подписчиков.

Скрипты продаж — Донна Поулсон (“Форс-Мажоры”)

По идее, сюда также подходит практически любой сериальный адвокат, но я выбрал Донну Поулсон, почти постоянную секретаршу Харви Спектра, так как она лучше кого бы то ни было общается по телефону и может назначить встречу хоть с кем. А это, по сути, и есть конечная задача любого скрипта продаж. Связано это с тем, что продать по телефону очень сложно, а вот при личной встрече уже гораздо проще.

Копирайтер для инфобизнеса — Патрик Джейн (“Менталист”)

Копирайтер для инфобизнеса, в основном, работает с реальными людьми, а не с бизнесом. Поэтому он должен очень хорошо владеть психологией людей и уметь подмечать любые детали.

Именно этим и занимается менталист, то есть человек, использующий остроту ума, гипноз и силу внушения. А Патрик Джейн, как блестящий психолог-манипулятор, лучше всего подходит на ассоциацию с копирайтером для инфобизнеса.

Рекламный копирайтер — Дон Дрейпер (Madman)

Наверно, одно из первых и основных определений копирайтера, которое распространено на западе, связано как раз с рекламой. Оно и понятно, раньше интернета не было и текст был краеугольным камнем любой рекламы. Возможно кто-то еще помнит журнал “Ридерз Дайжест”, который приходил в 90-х годах и в начале нулевых. Так вот в Америке такие журналы известны еще годов с 30-х прошлого века, и текст для него писал целый штат рекламных копирайтеров.

Вот и Дон Дрейпер, главный герой сериала “Безумцы” известный и успешный копирайтер в рекламном агентстве, который придумывает слоганы и пишет рекламные тексты. Он постоянно курит сигары и пьет виски. То есть преподносит себя и рекламируемый товар только с хорошей стороны, чтобы заинтересовать. И скрывая всё самое плохое, что скрывается внутри.

Рерайтер — Гена Букин

Это люди, которых очень много на биржах и которые не умеют ценить своё время. Рерайтер не пишет полностью авторский текст. Он просто переделывает уже существующие тексты, заменяя слова в предложениях на синонимы, чтобы поисковые системы не уличили новый текст в плагиате.

Такая же ситуация произошла со сценаристами сериала “Счастливы вместе”, которые адаптировали американский сериал “Женаты с детьми”. То есть они просто перевели и переделали текст оригинального сценария, оставляя тот же смысл, отчего возникают комичные и глупые ситуации, наподобие той, что у неудачливого продавца обуви есть двухэтажная квартира.

И еще про ценность времени. Рерайтер за час своей работы может заработать около 30 рублей, тогда как мог бы этот самый час потратить на изучение темы и создание авторского текста и получить минимум в 10 раз больше.

В заключение

Сегодня я перечислил только основные виды узкой деятельности копирайтеров. На самом деле их гораздо больше. Это и придумывание имен компаний/сайтов и слоганов (нейминг), написание речей для публичных выступлений (спичрайтинг), прототипирование страниц и много чего еще. Так что, как видите, копирайтинг не ограничивается только написанием статей с оплатой за килознаки. Выбрать есть из чего.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем