Внедрение БиТ.Финанс быстро (невозможно) Разбираем всё по шагам
Это очень частый вопрос при первых встречах с клиентом.
- Сколько займет времени внедрение БиТ.Финанс?
- Длительность проекта от 9 до 12 месяцев.
- Так долго?
- Да именно так.
- А можно быстрее?
В ответ на этот вопрос мы решили написать статью и рассказать, из чего складывается срок внедрения БиТа. Если, конечно, это именно проект «под ключ», а не просто «поставили коробку, пользуйтесь». Спойлер — быстрее можно, только вы не сможете так быстро сделать свою часть проекта.
Итак, мы бьем внедрение БиТ.Финанс на блоки, чтобы клиент мог получить пользу как можно быстрее, и шаг за шагом наращивать свои компетенции в использовании продукта.
Отмечу, запуск БФ — это совсем не про 1С и учетную систему, это про организационные изменения, которые должны произойти в вашей компании. Изменения неизбежны, без их реализации невозможно внедрить БиТ.Финанс. Соответственно, если изменения задерживаются, растягивается и проект.Рассмотрим каждый блок классического внедрения бюджетирования на 1С БиТ.Финанс «с нуля».
Шаг 1. Бюджетирование.
Самый важный — если нет бюджета, в котором запланировано потратить или заработать деньги, все остальное бессмысленно.
Для начала:
- Описывается вся модель.
- Описывается и перестраивается вместе с клиентом структура НСИ (нормативно справочной информации — то есть справочников статей, проектов и так далее).
Самые сложные для клиента изменения — находятся именно здесь. Сотрудники начинают работать в системе и думать, что планируют потратить. Если раньше бюджетированием занималась выделенная служба, а остальных отделов оно не касалось, сейчас все должны участвовать в бюджетировании. Каждый отдел должен подавать свой бюджет. И все начинают думать о том, как запланировать деньги в рамках года.
И тут мы можем только помочь (вместе подумать, пообсуждать, поспорить, покричать. Но решения принимать придется все равно руководству предприятия. У нас есть собственная (выработанная годами) структура справочника статей, которую мы даем в ходе проекта для обсуждения. Ее не стоит воспринимать как шаблон, скорее это пример.
Это большой шаг к бюджетированию, мы начали планировать траты. Внедряется относительно быстро, так как все чувствуют пользу.
Шаг 2. Казначейство (может быть совмещен с Договорами).
Самый маленький блок, самый простой, приносящий компании ощутимую пользу. Мы начинаем планировать траты денежных средств, исходя из бюджета. Бюджет это стратегическое финпланирование в рамках года, а теперь мы делаем оперативное планирование (в рамках месяца или даже дня).
Казначейство — это не только финансовое планирование затрат (сегодня, завтра), но и прогноз (прогнозный бюджет) — сколько мы собираемся получить или потратить денег. Это договоры и оплаты по их условиям, это сделки с вероятностью, заявки на платеж (сделанные заранее под большие траты). Основная сложность для клиента — управленческое решение «принимаем заявки только в электронном виде». Полностью отказаться от бумажных заявок на оплаты, и от всех «окольных путей» оплат, мимо системы.
Внедряется 1.5-2 месяца.
Срок зависит от количества инициаторов, от наличия удаленных регионов, от уровня компьютерной грамотности инициаторов. Результат — переход на консолидированные оплаты. Высвобождается оперативное время управленца, который ранее подписывал платежи. Мы можем опираться на бюджет, превращаем «фантазийный ДДС» в запланированный. Это централизованное управление деньгами, выделение роли казначея, человека, который управляет всеми тратами.
Шаги 3 и 4. Сбор факта БДДС, БДР.
Сначала про факт БДДСа.
И вот наконец мы заплатили деньги, или получили товар/услуги. Факт движения денег — это относительно просто. Подписали платежку, осуществили списание денег. Усложняется только, если есть внутренние продажи/перемещения денег и товаров между юр. лицами холдинга (ВГО). Задача клиента — всего лишь научить (заставить) бухгалтера правильно разносить платежки по тем статьям и заявкам, которые были сделаны ранее. Факт БДДС собран.
А теперь про БДР.
Что будем считать расходом? Деньги и обязательства — это разные вещи, расходы, это ведь не оплаченные деньги. Они могут возникать в другом периоде (относительно оплаты), и именно БДР дает понимание, как реально живет компания. Менеджмент заказчика должен понять, что же для нас расход. Это учет, на основании которого принимаются управленческие решения.
Например,
- Мы купили большую партию товара, чтобы далее продавать его. Это уже расход? Можем принять управленческое решение, что нет.
- Если этот товар пролежит год и не продастся, или испортится и не будет продан, может быть тогда будет расход? А когда продадим, тогда получим расход и доход?
- Если расход посчитать тогда, когда мы продали товар, нужно ли включить в него стоимость хранения этого товара на складе до момента продажи?
- А что с командировками сотрудников? Мы выдали ему денег под отчет, и он поехал в командировку по работе. Мы будем считать их расходом в тот момент, когда отдали ему деньги (до командировки)? Или в тот момент, когда он вернулся и принес чеки (после командировки)?
- Купили сервер. Это уже расход? Или мы его будем распределять по месяцам (как бухгалтерия амортизирует)?
Мы создаем инструмент для принятия решений. Сначала заказчику необходимо осознать суть задаваемых вопросов, а потом самому найти на них ответы. Мы только вопросы задаем, по каждой из статей заказчик решает — что и в какой момент будет расходом. Тут очень долгая и сложная работа у бизнеса, и маленькая по трудозатратам (но большая по интеллектуальным вложениям) наша.
Наконец, мы можем получить CF — факт БДДС.
И PL — факт БДР.
В ходе внедрения этого блока заказчик образовывается и получает информации о финансовом состоянии компании больше, чем на любых курсах по управленческому учету и финансам. Польза изначально не очевидна, особенно для рядовых сотрудников, исполнителей.
Длительность этапа до 6 месяцев.
Шаг 5. Управленческий баланс. Отчетность для руководства, головных компаний и так далее.
Обычно этот блок откладывают на один цикл бюджетирования (много сил и времени уже потрачено на запуск рабочей системы и изменение себя, теперь руководство компании хочет «насладиться» работающим бюджетированием).
Но все же, иногда хочется поставить в проекте красивую и жирную «точку», получив из системы «Управленческий баланс».
Основную пользу от проекта заказчик уже получил, научившись управлять собой, планировать финансы стратегически и оперативно и осуществлять оплаты. Принимать управленческие решения. Управленческий баланс — это фотография нашей деятельности, результат. Но, чтобы собрать ее, придется много поработать. Почему же, кажется, в системе есть все данные. Любой понимает, когда в системе есть данные, любой отчет построить относительно легко... или нет.
Итак, Управленческий баланс в БиТ.Финанс — это отчет с остатками на начало года и на конец. А что это за остатки, ведь это не бухгалтерский учет. Откуда мы будем брать остатки по статьям УУ? Как их посчитать до начала работы системы?
В ходе разработки алгоритма сбора факта БДР мы приняли множество решений — что считать расходами и доходами по всем статьям. Помните примеры в блоке 4?
И в течение года мы так работали, распределяли происходящие движения, исходя из принятых упр. решений. Но как же посчитать входящие остатки в наши «хитрые» управленческие статьи?
Это огромная работа, и тут, к сожалению, мы помочь почти ничем не можем, кроме чисто технических решений (загрузить, перегрузить, сверить). Получается, от получения «Управленческого баланса» заказчика отделяет... только он сам.