Главное Авторские колонки Вакансии Образование
322 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что делать стартапу в кризис?

Можно долго говорить о теории и особенностях конкретно этого кризиса, но лучше – узнать реальный опыт тех, кто его прочувствовал на себе. Потому вот наша история.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мы начали разрабатывать CrocoTime в начале 2013-го, первые клиенты появились уже в начале лета. К началу 2014-го круг пользователей расширился, но до стабильности было еще далеко. Уже в первые месяцы года стало понятно, что вторая половина года будет кризисной: политические события на Украине, санкции Европы и США, обвал национальной валюты и цен на “черное золото”, “Крым наш”. В такой ситуации даже опытным игрокам будет “не сладко”, а стартапу кризис грозил проблемами “глобального масштаба”.

Вместе с тем, мы поняли, что сегмент малого и среднего бизнеса, на который мы изначально ориентировались и, под потребности которых разрабатывали продукт, в кризисное время не даст хороших продаж. Все будут “ужиматься” в расходах, пережидать или закрываться. А вот крупные компании будут не просто сокращать персонал, они будут оптимизировать процессы, и наша система им поможет.

Мы спросили себя: Как стартапу заинтересовать крупную организацию? Что нужно сделать, чтобы обратить внимание больших компаний на CrocoTime? Игроки такого масштаба требуют скорости, интеграции с другим внутренним ПО, функций, которые будут решать проблемы крупных организаций, простого интерфейса. Скорость у CrocoTime была всегда, над остальным нужно было срочно работать. Мы изменили планы по разработке: добавили в систему иерархическую группировку (она позволила предоставлять статистику не только по сотрудникам, но и в целом по отделам, подразделениям, филиалу или всей компании); реализовали синхронизацию с Active Directory (используется в большинстве крупных организаций, это значительно упростило установку и эксплуатацию CrocoTime), максимально автоматизировали все процессы (автоматический подсчет статистики, выгрузка отчетов “одним кликом”, оповещения о нарушениях на почту руководителя и др.).

Результаты наших действий не заставили себя ждать: сейчас нашей системой анализа рабочего времени пользуются крупнейшие компании страны - Ростех, Газпром, Алроса, Тинькофф кредитные системы и др.

Кроме изменения сегмента (хотя мы по-прежнему продаем продукт и среднему бизнесу, а небольшим компаниям предоставляем систему бесплатно), мы приняли еще несколько антикризисных мер:

  • Усилили разработку, наняв опытных программистов. Многие сейчас снижают зарплатные ожидания в связи с ухудшением экономической ситуации.
  • Сделали акцент на развитие отношений со СМИ – предоставляем статистику и инфографику, поддерживаем различные проекты, даем экспертные комментарии по оптимизации затрат, которые сейчас довольно востребованы.
  • Активизировали подготовку к выходу на европейский рынок: если раньше эти планы откладывались в “долгий ящик”, то теперь мы сделали это направление одним из приоритетных. Первые продажи в СНГ и Европе состоялись уже в конце 2014-го.

Огромное преимущество стартапов перед “старожилами” в том, что можно очень быстро реагировать на ситуацию и гибко менять стратегию. Потому наблюдайте, делайте выводы и действуйте, кризис сегодня или нет.

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем