Организация доставки при запуске маркетплейса
Когда вы запускаете маркетплейс, перед вами так или иначе встанет проблема организации логистики. В теории процесс довольно понятный, на практике — нужно одновременно учесть множество факторов.
Организация логистики — одна из крупнейших статей расходов при запуске маркетплейса. Логистика ручном режиме — это поиск новых транспортных компаний, подборы тарифов, заключение договоров, формирование отчетности и т.д. или же для этого можно использовать автоматизированные модули, которые возьмут эту систему на себя.
Непроработанная система логистики несет дополнительные затраты, которые делают работу владельца маркетплейса и продавцов невыгодной. Расходы на содержание или управление движением товаров зачастую занимают более 50% издержек.
Так, например, если вы выбираете формат ручного управления логистикой, то затраты будут выглядеть так:
Оформление заказов вручную = Зарплата сотрудника + ограниченное количество часов в сутки. Такой подход ограничивает скорость оформления и обработки, что, в свою очередь, уже может повлиять на лояльность покупателей при большом потоке.
Автоматизация потребует больших разовых затрат, однако избавляет от необходимости пристально следить за системой доставки и впоследствии позволяет экономить на количестве сотрудников и на их зарплате. А если они уже есть в штате, то команда сможет выполнять значительно больше других задач.
Какой бывает доставка
Существует несколько сотен видов доставок на маркетплейсах, но в основном они являются комбинаций 4 основных способов:
1. DBS (Delivery by Seller) — упаковка и доставка силами продавца. Продавец хранит товар у себя, собирает заказ и доставляет покупателю. В этом типе доставки сложно организовать контроль. А отсюда вырастают большие репутационные риски для владельцев площадки.
2. FBO Fulfilment by Operator (Фулфилмент — это комплекс операций с товаром с момента оформления заказа покупателем до момента получения покупки). В данном случае, хранение товаров, упаковку и доставку берет на себя маркетплейс. Ощутимый плюс здесь — низкие трудозатраты — нужно просто отвезти товары на склад маркетплейса и заниматься генерацией продаж.
3. FBOs Fulfilment by Operator — отложенная поставка товаров под созданные заказы. Актуально для сезонной продукции, которую нет смысла хранить на складе. Продавец получает уведомления о заказе, подтверждает передает в доставку или же оперативно подготавливает и привозит товар на фулфилмент склад маркетплейса. Преимущество в том, что продавец может дополнительно продавать один и тот же товар через другие каналы.
4. FBS Fulfilment by Seller Plus- «последняя миля». Продавец после продажи сам собирает заказ и передает его на сортировочный центр маркетплейса. Площадка передает товар в транспортную компанию, при этом самостоятельно управляет расчетами за доставку. Склад для FBS может быть необорудованным — это выгодно для маркетплейса. Необходимы лишь 3 складские зоны: прием, сборка заказа, и зона передачи в транспортную компанию. Это не требует высокой квалификации сотрудников и сложной автоматизации. Плюс для продавца в том, что он везет груз не в 20 разных компаний, а в сорт.центр маркетплейса.
Рассмотрим на примере: Продавец работает по типу DBS и получил заказы в 10 разных транспортных компаний — он развозит их сам. Доставка для покупателя платная, товар — носки по 200 руб, если покупатель закажет их у 10 разных продавцов, с доставкой по 300 руб. за каждую пару, заказ выйдет очень дорогим и его ценность будет утеряна. Если же все это объединится в сортировочном центре в многоместное отправление, то вес всех 10 пар носков не будет превышать лимит по тарификатору и такая отправка будет стоить 300 руб. Чем больше отправлений, тем ниже цена для маркетплейса за счет оборота, по этим моделям работают все ключевые маркетплейсы.
Взаимодействие маркетплейса и служб доставки
Чтобы облегчить маркетплейсу организацию системы логистики на рынке существуют компании-посредники. Они берут на себя взаимодействие между маркетплейсом и курьерскими службами.
Агрегаторы берут на себя полное взаимодействие и расчеты со службами доставки, но их клиенты не могут влиять на тарифы предоставления услуг.. Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться с ними для получения более выгодных условий сотрудничества.
Агрегатор — это компания, которая заключает договоры с большим количеством транспортных компаний и предлагает предпринимателям взять на себя все взаимодействие с ними. Маркетплейс в данном случае заключает только один договор с агрегатором и передает ответственность за доставку и целостность груза ему. Посредник имеет выгодные тарифы на услуги транспортных компаний, к которым добавляет свою наценку, добавив к стоимости услуг транспортной компании свой процент. Из плюсов такого формата работы — один договор вместо множества отдельных с каждой компанией.
Недостатки:
- сложная система учета стоимости логистики, учитывая стоимость отправки
- минимальная скидка для маркетплейса, так как есть надбавка агрегатора
Консолидатор — это проект, уже подключенный к большому количеству транспортных компаний. Он создает заказы в разные ТК под договорами маркетплейса. Вы, как клиент, делаете один запрос, который консолидатор переадресовывает разным службам доставки. Платят за услугу сами службы доставки. Для руководителя маркетплейса — это максимально удобная стратегия с полноценной функциональностью, в рамках которой можно договариваться на более выгодные условия.
Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться со службами доставки для получения более выгодных тарифов и скидок.
Важно отметить, что универсальной модели доставки и взаимодействия с посредниками не существует. Все зависит от специфики товара. Гибкость при выстраивании логистики, важная часть финансового успеха маркетплейса.