редакции Выбор
Как инвестировать в себя: 15 советов тем, кто покупает онлайн-курс
На основе исследования Datmark отвечаем на вопросы:
- На кого учиться и какие специалисты нужны рынку?
- Сколько денег нужно, чтобы получить профессию, и как скоро вложения окупятся?
- Сколько часов в неделю занимает учеба и нужно ли будет делать домашку?
- В каких школах искать курсы для профессионалов, а кто учит новичков?
- Что дороже: получить базу или совершенствовать навыки?
Мы выбрали 5 основных направлений для исследования: маркетинг, программирование, аналитика, дизайн и управление. Данные собирали с:
- сайта-агрегатора онлайн-курсов Tutortop;
- платформы для поиска онлайн-курсов Mooc;
- собственных сайтов образовательных платформ;
- агрегатора работных сайтов Trud.com.
В исследовании не участвовали маркетплейсы курсов вроде Coursera и Udemy, так как они не отвечают за качество контента, а также курсы на английском языке. Данные по курсам актуальны на сентябре 2020 года, по количеству вакансий и средним зарплатам — на 16 октября 2020.
В результате мы разработали интерактивный дашборд, который полностью адаптирован для мобильных устройств (не забудьте перевернуть экран в альбомную ориентацию).
Кому будет интересен дашборд? Есть несколько вариантов:
- Вы осознали, что хотите стать программистом, аналитиком, дизайнером, маркетологом, аналитиком (нужное подчеркнуть) и готовы учиться с нуля;
- Вы давно в профессии, но чувствуете, что пора обновить навыки и ищете углубленный курс;
- Вы — руководитель, хотите найти развивающие курсы для сотрудников.
Кроме исследовательского дашборды есть дашборд-агрегатор: переходите к нему, если уже готовы выбрать курс на основе 9 фильтров (цена курса, длительность, уровень подготовки и прочие).
Но все же прочтите сначала наши 15 советов.
Как выбрать направление?
1. Выбирайте направление с перспективой трудоустройства
Будете учиться с нуля? Заранее выбирайте направление, в котором много вакансий.
Так, вы будете уверены, что легко найдете работу. Почему важно делать это на основе данных: например, профессия data-scientist сейчас на слуху, но вот вакансий мало. По данным агрегатора работных сайтов Trud.com есть более востребованные профессии, например, data-engineers.
Изучите перспективные профессии по другим направлениям в дашборде.
2. Рассчитайте срок окупаемости вашего обучения
Учеба требует вложений, поэтому важно оценить: через сколько окупится ваше вложение в обучение?
Мы рассчитали отношение средней стоимости курса к средней зарплате специалиста в России по данным агрегатора работных сайтов Trud.com. График показывает, через сколько месяцев окупится курс.
Вывод: не бойтесь вкладываться в программирование и аналитику — курс окупится уже с первой зарплаты. Спрос на специалистов высокий, зарплаты выше среднего, а стоимость не отличается от других направлений.
По другим направлениям все не так радужно. Например, чтобы вернуть деньги за обучение в сфере маркетинга и дизайна, придется поработать дольше 1 месяца. Но это всё в идеальном мире, где вы сразу найдете работу.
3. Будьте готовы уделять время учебе
Мы сравнили недельную нагрузку по разным направлениям: в среднем будете тратить 4-5 часов на уроки. Но не обольщайтесь — будет домашнее задание.
Минимум времени отнимут дизайн и маркетинг, можно учиться параллельно с основной работой и не страдать от недостатка времени. А вот если вы решили стать программистом или аналитиком, будьте готовы погрузиться в учебу и выделять более 5 часов неделю. В минуты трудностей можете вспоминать, что эти профессии окупятся быстрее всего.
4. Будьте терпеливы
Обучение требует не только денег, но и времени.
Быстро можно освоить маркетинг и прокачаться в менеджменте: скорее всего потратите на учебу меньше 3 месяцев. Но учтите, что с нуля управленцем не стать. Вам понадобится базовая специализация, которую усилят управленческие навыки.
Самый длинный путь к первой зарплате у дизайнеров и программистов: большинство будет учиться около 6 месяцев, а кто-то и дольше года. В дашборде можно изучить длительности по каждому направлению и специальности более подробно в режиме таблицы.
5. Выбирайте выгодный курс
Чем длиннее курс, тем больше за него нужно заплатить. Логично? Логично.
Логику подтверждает корреляция: в 4 из 5 направлений есть зависимость цены от длительности.
Выше всего показатель в направлении дизайна, здесь корреляция видна даже на графике.
В других направлениях все не так прозрачно. На стоимость влияет что-то извне: востребованность курса, имя преподавателя или что-то другое. Самый сильный разброс цен в управлении, коэффициент корреляции составляет всего 0,48.
Если вам попался на глаза курс с явно завышенной стоимостью, внимательно изучите отзывы, репутацию преподавателей и другие особенности, которые предлагают организаторы за эти деньги. Возможно, он ничем не отличается от аналогов, а стоит дороже. Такое бывает.
6. Выбирайте удобный формат обучения
Выбирайте курсы в записи, если хотите учиться в своем режиме, или онлайн, если хотите задавать вопросы и быстро получать ответы. А не сможете определиться — берите комбинированный курс, благо есть и такие.
Невероятно, но факт: по маркетингу и программированию занятия в записи самые дорогие. Наверно для школы дороже качественно записать урок, чем выйти с ним в прямой эфир в Zoom. В остальных случаях за онлайн придется заплатить больше, особенно в курсах по управлению.
7. Приготовьтесь делать домашнее задание
Без домашнего задания не обойтись: в среднем поработать самостоятельно придется в 90% случаев. Чуть больше свободы у программистов: в 1 случае из 4 можно учиться без домашнего задания.
При этом за домашнее задание нужно заплатить: курсы с ним значительно дороже. В конце концов, домашнее задание — работа не только для ученика, но и для учителя.
Куда пойти учиться?
8. Выбирайте школу, которая специализируется на вашем направлении
Существует несколько гигантов: нетрудно догадаться, что это Geekbrains, Skillbox и Нетология. Небольшие школы, как правило, специализируются на одном-двух направлениях.
Выбирайте школу, в которой курсов по вашему направлению больше всего. В таком случае платформа с большей вероятностью будет озабочена качеством.
9. Ищите выгодные предложения от школ
В одной школе могут быть дорогие курсы по одному направлению, но выгодные по другому. Например, в Нетологии можно найти длительные курсы по программированию по приемлемой цене, а вот по маркетингу курсы короткие и дорогие.
10. Изучайте цены на курсы в разных школах
Как формируется цена в каждой школе — секрет. Одно точно: она не напрямую зависит от длительности.
Хотя, например, Geekbrains отличается сравнительно честным ценообразованием: чем дольше курс, тем он дороже (за единичными исключениями).
А вот раскрыть секрет Skillbox нам не удалось. Распределение цен кажется случайным, но можем предположить, что на суммы влияют имя преподавателя, величина спроса и затрат на маркетинг.
11. Ищите школу своего уровня
Все школы хотят обучать специалистов с нуля: ничего не поделаешь: спрос рождает предложение.
На общем фоне выделяется Otus: школа предлагает углубленные знания и это её преимущество на рынке. Еще у профи есть шанс научиться чему-то в Нетологии, GeekBrains и Laba. Но обязательно изучите отзывы перед покупкой: одно дело назваться профи, другое — стать им.
Как развивать профессионализм?
12. Учитесь у преподавателей вживую
Подход к профессионалам самый серьезный: их чаще всего учат в режиме реального времени. И это понятно: трудный материал не усвоить без преподавателя. Продолжайте совершенствоваться до уровня Senior в вашем направлении. Учитесь у лучших профессионалов в прямом эфире, тем более, что сегодня это доступно.
Что касается начинающих, то они учатся в разных форматах: распределение между ними 50/50. А вот на уровне Middle курс в формате вебинаров — редкость, особенно для дизайнеров.
13. Ищите новые знания в коротких курсах
Тяжело в учении, легко в бою: больше всего времени придется потратить на начальное обучение. Специализироваться на высших уровнях быстрее: в среднем на совершенствование в профессии уйдет в два раза меньше времени, чем на ее освоение.
И это логично: в начале нужно освоить направление в целом, а затем углубляться и концентрироваться на чем-то. Чем выше уровень, тем более узкие и специализированные курсы, поэтому они короче, но вряд ли легче. Но на забрасывайте учебу после первого курса, обновляйте свои знания. Регулярно.
Получить новые знания можно не только на курсах, но и на профессиональных конференциях. Ищите такие в группах по интересам, статьях и Телеграм-каналах. 9 ноября, например, стартует «Матемаркетинг» 2020, конференция для маркетологов, аналитиков и руководителей соответствующих направлений.
14. Не жалейте бюджет на обучение
Новичкам пригодится стартовый капитал: курс вряд ли будет стоить меньше 50 тысяч рублей. Зато мысли о первой зарплате будут греть во время учебы.
Но если вы уже не новичок, то вкладываться в образование тоже нужно, и, что приятно, заметно меньше. А пройденный курс по прежнему может принести материальный бонус: начальство должно оценить вашу тягу к знаниям.
Примечательно, что дороже всего обойдется совершенствование в менеджменте уровня Senior. Похоже, что секреты ТОП-менеджмента стоят дорого.
15. Учитесь
Самый главный и простой совет: не останавливайтесь на достигнутом. Мир меняется, рынок труда трансформируется, и всегда есть направление для совершенствования.
- Возможно, появилась новая профессия, в которой вы себя видите?
- Или в вашей специальности открылись новые горизонты развития?
- А может вы знаете, чем усилить себя как профессионала в своей области?
- В крайнем случае, развивать soft skills никогда не будет лишним.
Главное — продолжайте учиться.
В конечном счете
Умный не тот, кто всё знает, а тот, кто осознает, что знает не всё. Теперь вы знаете, что обсуждаемые профессии не всегда перспективны, инвестиции в обучение быстро окупаются, а ценообразование в школах не так прозрачно, как кажется.
На рынке есть курсы под разные запросы форматов, длительности и уровня профессионализма. Идеальный выбрать просто: обратитесь к данным.