Ёбидоёби: мат или бренд?
Сегодня будет освещена тема рекламы, которая, на наш взгляд, является неотъемлемой частью любого бизнеса. А начнем, как и всегда, с правовой базы. Забежим немного впреред: в статье будет разложен по полочкам спор «ФАС VS компания с нецензурной (или нет?) рекламой».
Настольная книга в данном вопросе — ФЗ «О рекламе», а для более детального изучения законодательства о рекламе нужно обращаться к многочисленным разъяснениям ФАС. Например, разъяснение о применении ч. 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе» (использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций) или разъяснение о запрете размещения рекламы алкогольной продукции вблизи отдельных зданий, строений и сооружений (реклама алкоголя в виде буклетов, ростовых кукол, штендеров и т.д).
Что говорит закон?
Перейдем к законодательному регулированию. Общие требования к рекламе содержатся в ст. 5 Закона, и к ним можно отнести:
1. Реклама должна быть достоверной и добросовестной: запрещено искажение информации о рекламируемом объекте, в том числе о правилах доставки, гарантии и иных данных, реклама не должна очернять конкурентов и допускать сравнение с ними, запрещено рекламировать товар (в том числе, завуалированно), реклама которого запрещена.
Объекты рекламирования, реклама которых не допускается.
1) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ;
2) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
3) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
4) табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов;
5) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности и так далее.
2. Запрет на использование иностранных слов: в рекламе нельзя использовать иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации, стоимость товара должна быть указана в рублях, в иностранной валюте дополнительно, если это необходимо.
3. Запрещено «ругаться»: недопустимо использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
4. Реклама должна быть законной: она не должна побуждать к нарушению закона, призывать к насилию и жестокости.
5. Реклама не должна нарушать авторские права.
Ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы
1. Может грозить штраф до 500 000 (за отдельные виды нарушений — до 6 млн р. ст. 14.3 КоАП РФ).
2. За нарушение авторских прав может быть взыскана компенсация от 10 000 до 5 000 000 рублей (ст. 1301 ГК РФ).
Но не будем о плохом. Разберем на примере историю одной нашумевшей компании в России.
Еще в 2016 году была открыта сеть ресторанов суши под названием «ЁбиДоёби». Со стороны русского человека, такое наименование ассоциируется с нецензурным словом, но если углубиться в происхождение наименования компании, то в общем и целом ничего криминального в нем нет: «Ёби» (с японского — дни недели) и «Доёби» (в пер.«суббота»). Однако народ в силу своей испорченности посчитал иначе.
Как это было и что решили?
Этап 1. УФАС по Волгоградской области по заявлению неравнодушных граждан признала распространенной наружной рекламой сети доставки суши и ролы ООО «ЁбиДоёби» ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 5 Закона о рекламе, и выдала предписание о прекращении нарушения законодательства.
Этап 2. Компания, в свою очередь, не согласилась с решением УФАС и его предписанием, по причине чего обратилась в арбитражный суд. Представители сети суши ссылались на то, что коммерческое обозначение и название товара не являются рекламой, слово «ЁбиДоёби» не является бранным, а «КуниЛи» непристойным. Конечно же, требования компании не были удовлетворены судом, обоснование было следующее:
- Реклама содержала изображение одного из сетов сети и текст: «Не материмся и вкусно готовим. Набор „КуниЛи“ 2 кг. ЕбиДоеБи Sushi &Rolls», а также стилизованное обозначение буквы «Ё»;
- В заявлении было отмечено, что реклама размещена рядом с остановкой общественного транспорта, в жилом районе, где также недалеко находятся школа, детсады и колледж;
- Эта информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам: информация распространена путем наружного размещения на здании суши-бара; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания к рекламируемому товару — блюду (набор «КуниЛи»), а также сети «Ёбидоёби».
Как говорили в самом начале статьи, в рекламе не допускается использование бранных слов. На это, в том числе, был сделан акцент в Решении суда.
К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления; к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Как и следовало ожидать, суд встал на сторону УФАС, то есть реклама суши была признана незаконной.
Этап 3. Компания обратилась в вышестоящий суд. Если кратко, то апелляция не помогла. Решение осталось прежним.
Этап 4. Куда же без кассации? Но и здесь суд решение не отменил, реклама все еще признана незаконной.
Этап 5. Верховный суд. Вы серьезно? Какие настырные... Судья ВС РФ отметил, что при рассмотрении дела не были допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера. Таким образом, было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Но это не конец страданий для компании. Её оштрафовали на 150 000 рублей, а налоговая подсуетилась и подала иск с требованием обязать изменить фирменное наименование юридического лица. Совсем недавно было опубликовано решение суда: требования налоговой удовлетворили и обязали ЁбиДоёби изменить наименование в течение 3-х месяцев.
Правильно ли решил суд, что думаете? Или все-таки в «Ёбидоёби» нет ничего аморального? Напишите свое мнение в комментариях, обсудим.
Что мы хотели донести до вас? Да всё просто! Любая завиральная идея, маркетинговый ход могут быть расценены как нарушение законодательства. А что будет дальше, вы уже сами знаете. Чтобы минимизировать риски и сохранить деловую репутацию, нужно учитывать требования, установленные законом, и, главное, соответствовать им. Перед реализацией любой гениальной, на ваш взгляд, идеи желательно советоваться с юристами, чтобы не оказаться на месте сети доставки суши.
С вас предложения по продвижению бизнеса, а с юристов DestraLegal — анализ рисков!
И помните, что отстаивать свои права — просто