Почему налоговики стали активно проверять блогеров?
Несколько недель ранее все разговоры касались налоговых проверок и возбуждения уголовных дел против блогеров. Хайп-хайпом, но давайте посмотрим на ситуацию трезво. Эти схемы по уклонению знакомы и самым оторванным от права читателям: блогеры открывают ИП, при превышении лимита по доходам выводят деньги на аффилированные и контролируемые ими ИП (например, друзей, родственников) вместо того, чтобы переходить на общую систему налогообложения и уплачивать НДС и НДФЛ.
Кажется, что ничего не предвещало проверки. Инфобизнес и блогинг существует не первый год, дробление бизнеса всегда помогало таким налогоплательщикам экономить на налогах и продолжать пилить контент в Дубайске. И тем не менее, такие проверки были ожидаемы.
Как облагается деятельность инфобизнеса?
Поглощая контент от digital-компании или представителя инфобизнеса, подписчики не всегда могут оценить масштаб прибыли тех, кто по другую сторону экрана. Они продвигают продукты, за которые платят единицы, устраивают онлайн-форумы или курсы, берут рекламу. И тем не менее цифры остаются вне нашего видения. Мы также не знаем, платят ли блогеры налоги с прибыли от площадок, и если платят, то по какой ставке.
Так вот, инфлюенсеры сидят на общей системе налогообложения, упрощённой системе по ставке 6% с доходов или 15% — доходы минус расходы. На упрощённой системе компании либо отдельные ИП не платят налог на прибыль и НДС, сдают отчётность раз в год и уплачивают налог поквартально. И хотя эта система понятна и привлекательна для блогеров, создана она была для мелкого бизнеса. Если предприниматель превысил доходность в 150-200 млн рублей и штат сотрудников в 100-130 человек, то применять льготный режим более нельзя.
Общую систему налогообложения, сокращённо — ОСН, выбирают те предприниматели, которые работают на внешний рынок, контрагентам которых нужен входящий НДС (для снижения собственной налоговой нагрузки) или компания не может перейти на упрощенный режим в силу своих размеров и выручки. Система требует как ведения бухгалтерии, так и оплаты налога на прибыль, НДС. Скажем так: платить в одного и подготовки неприятно, и если есть основания применить один из льготных/ упрощенных режимов, налогоплательщики выберут последнее.
Вот и причина, почему блогеры выбирают скрывать доходы и дробить бизнес между родственниками и приятелями. Но делать это мы не советуем. ФНС уже давно вычислила схемы по «оптимизации» (как было раньше принято называть) бизнеса, так что велосипед инфоблогеры маловероятно изобретут.
Проверки неожиданны?
Началось всё еще в 2018 году, когда ФНС России начал сотрудничать с Росфинмониторингом для оперативного обмена информацией по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путём. Коснулось это, прежде всего, организаторов таких азартных игр, как букмекерские конторы, тотализаторы и лотереи. А ФНС, таким образом, стал получать данные о подозрительных операциях по банковским счетам.
После обеление коснулось таких отраслей бизнеса, как клининг, грузоперевозки, производство сельхозпродукции, общепит, сдача металлолома в пункты, проводилась системная работа с ритейлом. Эти рынки, как и интернет-бизнес, оставались серыми и неясными для администраторов и проверяющих. Операции совершаются, деньги скликиваются, но неясны получатели, объёмы трат и совокупная налоговая нагрузка. И чтобы бюджет не страдал от такой экономии на налогах, было принято решение заняться регулированием интернет-рекламой.
Только на этот раз сотрудничать начали Роскомнадзор и ФНС России. Годом ранее были внесены изменения в интернет-рекламу. Согласно нему, вся интернет-реклама должна снабжаться маркировкой, и рекламодатели, рекламораспространители и операторы данных должны передавать сведения о рекламных креативах, заказчиках, оплате. Эти данные поступают в Единый реестр интернет-рекламы, сокращённо — ЕРИР. Конечные администраторы, а также ФАС и ФНС России получают доступ к этому реестру, через который могут отследить движение рекламной кампании, участников цепочки, количество просмотров и доходность от рекламы.
Сделано это всё по простой причине: нужно было сделать этот бизнес прозрачным. И раз тенденция по обелению того или иного бизнеса тянулась не первый год, то после поправки в закон стоило ожидать наплыва проверок от налоговиков. Тем более, когда после внесения изменений налоговые органы убедились в том, что деньги уходят мимо налогообложения или беспричинно облагаются по низким ставкам.
Если так поразмыслить, то в течение года-двух можно ожидать усиления контроля в отношении медицинских организаций. Объясняется это тем, что медицинские организации обязали перейти на обновленную информационную систему, сверить деятельность организации со списком лицензируемых услуг или работ и переоформить лицензию при необходимости. А как мы знаем, если усиливается администрирование отрасли, то вскоре можно ожидать налоговые проверки.
Помните, не каждый бухгалтер понимает, как правильно структурировать налоговую обязанность и вести себя в общении с налоговой инспекцией. И даже не любой налоговый юрист в полной мере осознает, чем чревато уклонение от налогов. Это заметно, например, по тем же блогерам, которые заявляли, что будут оспаривать факт дробления или создания однодневок.
Вам мы советуем на берегу оценивать достоинства и недостатки той или иной налоговой системы и те последствия, которые могут последовать от очередного бизнес-решения или совета по схематозу. Юристы DestraLegal будут рады проконсультировать вас и оценить налоговые риски.
С заботой о вас и вашем бизнесе,
Юридический сервис DestraLegal