Проверка контрагента по ИНН – как проверить юридическое лицо перед сделкой?
Это не новый принцип — в гражданском праве от предпринимателя тоже ожидается, что он будет вести себя добросовестно, выполнять сделки, не злоупотреблять своими права. Иными словами, быть образцовым контрагентом. С точки зрения уплаты налогов бизнесу также нужно проявлять налоговую осмотрительность, которая приравнивается к гражданской. Ниже разберём, что ожидают от предпринимателей налоговые органы и как выполнить тест на соблюдение должной осмотрительности.
Какие сервисы помогают проверить контрагента
Не секрет, что перед заключением договора контрагента нужно проверять. Однако как это делать —понятно далеко не всем. Незнание закона (а в этом случае чётких критериев в законе нет) не освобождает от ответственности. Поэтому в случае с проверкой контрагента лучше сделать больше шагов, чем спустить всё на самотёк.
В налоговом кодексе звучит принцип добросовестности, который вытекает из ст. 54.1 НК РФ и Письма ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@. Они прописывают общие правила по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Налоговый орган проверяет налогоплательщика по следующему тесту: (а) реальна ли операция, (б) преследует ли сделка деловую цель, совершал ли налогоплательщик сделку исключительно ради налоговый выгоды, (в) проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность к личности контрагента, является ли он фирмой-однодневкой, (г) сами по себе ошибки в документах не говорят о недобросовестности налогоплательщика.
В зависимости от выполнения этого теста, налоговый орган может отказать в расходах (иначе — признать их необоснованными), отказать в налоговом вычете, либо разрешить учесть расходы и вычеты (например, для целей НДС и налога на прибыль). И раз одним из пунктов теста является проверка контрагента на его фиктивность и некую «добропорядочность», то нужно знать наверняка, чем можно пользоваться для подтверждения своих прав.
Мы поэтому решили сделать подборку бесплатных ресурсов, которые позволят выполнить минимальные стандарты осмотрительного поведения при выборе контрагента. Это будет особенно актуально для тех компаний, у которых нет доступа к расширенным базам данных, в частности — СПАРК, Контур и прочее.
1. Выписка из ЕГРЮЛ. По ней можно будет определить дату регистрации организации. Отчего можно сделать понятный вывод — компания действующая, сможет исполнить договор.
2. Государственный информационный ресурс бухгалтерской/ финансовой отчетности. Хороший сервис, который помогает отследить финансовые результаты и динамику чистых активов. Там же содержится информация о том, какая совокупная просрочка у компании, какая доля заёмных средств, за счёт чего выживает компания.
3. Сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации. Например, этот сервис подскажет, подавала ли компания заявление на ликвидацию.
4. Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации». Этот сервис также публикует информацию о ликвидации, реорганизации и иных обязательных сообщений. Тем не менее у сайта есть недостаток: он не может гарантировать того, что контрагент своевременно направит документы для публикации.
5. В том же журнале «Вестник государственной регистрации» публикуют информацию об исключении недействующих организаций из ЕГРЮЛ в связи с неосуществлением ими деятельности.
6. Здесь можно проверить, входят ли дисквалифицированные лица в состав юридического лица. А это является косвенным признаком неблагонадёжности компании.
8. Не лишним будет проверить адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами. Например, если по одному адресу будет выявлено несколько компаний, у них будет совпадать IP-адрес сервера, будет один бухгалтер и пересекающиеся сотрудники, то это будет ещё одним признаком неблагонадёжности компании.
9. На этом сервисе можно будет проверить, признан ли руководитель номинальным в судебном порядке. Другими словами, суд подтвердил, что он не может исполнять руководство.
10. На этом сайте можно отследить, есть ли у компании налоговая задолженность и/ или если она не сдавала отчётность более года.
11. Есть так называемый реестр «массовых директоров» и по нему можно проверить, стоит ли физическое лицо во главе нескольких юридических лиц. Например, является учредителем или руководителем нескольких юридических лиц, что может указывать на взаимозависимость или аффилированность.
12. Участие контрагента в судебных разбирательствах можно проверить на Кад Арбитре. Для этого в графе поиске вбейте ИНН либо полное наименование и прошерстите, есть ли действующие судебные процессы и в чём суть спора.
13. Стоит проверить контрагента на банкротство.
14. Существует также реестр недобросовестных поставщиков, из которого можно выцепить полезные сведения
15. Проверьте информацию о заблокированных счетах
16. И реестр субсидиарных ответчиков
Вы можете возразить, что это сложно и долго. И окажетесь правы, поэтому у крупного или даже среднего бизнеса найдется отдел инхаус-бухгалтерии и/ или юристы, которые занимаются проверкой контрагента на благонадёжность.
И хотя есть эти бесплатные сервисы, будет не лишним использовать «дедушкин метод»: проверить социальные сети, наличие сайта, отзывов в различных Отзовиках, прибегнуть к сарафанному радио. Все эти действия уберегут вас от контрольных налоговых мероприятий или помогут заручиться доказательствами того, вы пытались проявить должную осмотрительность.
Система Светофор — это что?
В начале июня появились новости о том, что налоговикам предложили в систему «Прозрачный бизнес» поместить другую систему «Светофор» для определения добросовестности контрагентов. Иначе эта автоматизированная система называется АСК НДС-2. Она определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по НДС. Система проверяет декларации, после чего присваивает компаниям группу риска.
В зависимости от соответствия критерию добросовестности компаниям могут быть присвоены следующие статусы:
— Добросовестный («зеленая» зона);
— Условно-добросовестный («желтая» зона);
— Недобросовестный («красная» зона).
И вот было предложено пустить эту базу в открытое плавание. Как обещают, эту систему будут обновлять с изрядной периодичностью, отчего получится проследить историю добросовестности компании. А контрагенты смогут понять, была ли компания благонадёжной в момент заключения сделки. В случае если контрагент находился в «зеленой» зоне, то нужно будет установить нормативный запрет на доначисление любых налогов по сделкам, заключенным с ним в соответствующий период. По крайней мере, идут такие разговоры.
Приоткроем вам завесу тайны: эта система существовала и ранее. Просто доступ был к ней не у всех, а самых «приближенных» налогоплательщиков, которые умеют договариваться с налоговыми органами. Но предложение сделать базу открытой — это хороший шаг вперёд.
А если вам нужно проверить контрагента сейчас и/ или подготовить юридические документы, то наш сервис DestraLegal активно вольётся в работу.
Дорогу осилит идущий.
Поверьте, решать юридические проблемы — это просто.