Нужен ли аналитик команде?
В этой статье мы вместе с бизнес-аналитиком Катей Выстребовой разобрали типичные ситуации для диагностики ваших рабочих процессов и понимания, есть ли у вас реальная потребность в аналитике или это очередной карго-культ, которым часто грешат IT-компании.
Меньше карго-культа, больше осознанности
Если вы прямо сейчас ищете аналитика, поделимся с вами собственным опытом: не стоит ждать чудес от появления этого специалиста в вашей команде. Процесс разработки вряд ли ускорится (скорее даже наоборот), непосредственной прибыли от появления аналитической единицы тоже мгновенно не будет. Главные бонусы от аналитика для компании — прозрачность процессов и эффективная коммуникация с заказчиком — работают исключительно на долгосрочную перспективу, позволяя экономить ресурсы в будущем.
Перед тем, как начать размещать вакансии, проанализируйте: какие задачи вы хотите решить с помощью аналитика, в чем реальные проблемы вашей команды и решит ли их аналитик. Возможно, вам нужно заняться реструктуризацией компании или нанять хорошего менеджера проектов, а не аналитика.
Анализируем аналитиков
На самом деле без аналитической деятельности не обходится ни одна компания. Если у вас нет такой формальной должности, работу аналитика, скорее всего, просто выполняет другой специалист. Если выполняет хорошо и без угрозы для основной деятельности, то, возможно, не стоит рушить этот хрупкий самоорганизовавшийся баланс. Основными симптомами, свидетельствующими об острой нехватке аналитика в команде, являются проблемы со сбором и адаптацией требований и выраженные сложности с коммуникацией. Если у вашей компании присутствуют эти проблемы, значит, стоит бить тревогу и подыскивать человека, который профессионально выстроит адекватное общение между разработчиками, менеджерами и заказчиком.
Для того, чтобы вы смогли диагностировать дефицит аналитика, ниже приведены 4 типичные ситуации с разными вариантами их разрешения: силами команды или силами аналитика.
Аналитический траблшутинг
Давайте проведем небольшой траблшутинг и пройдемся по типичным проблемам, с которыми сталкиваются IT-компании без аналитика, а также рассмотрим, как их можно преодолеть. Спойлер: с аналитиком проще, но и самим вполне можно справиться. Для каждого типа аналитика мы предложили свое наименование, в зависимости от той функции, которую он решает.
Трабл 1: Потребность в адаптации требований
У вас есть довольно грамотный заказчик, который приносит достаточные и понятные требования. Ваши разработчики выполняют их в полном объеме. Получив результат, заказчик видит, что все работает так, как ему хотелось, но пользоваться продуктом неудобно, потому что требования не адаптированы под пользователя.
Кто вам нужен в идеальном мире: "аналитик-адаптер".
Как эту проблему можно решить без аналитика:
Если в вашей команде есть опытные разработчики или технически подкованный отдел продаж, они могут мотивировать заказчика глубже продумывать свои запросы и адаптировать их под качественный конечный результат. Также, возможно, в команде есть самоназначенный “адаптер”, который выполняет эти действия.
Как эту проблему решит аналитик:
Если у вас недостаточно активная или коммуникабельная команда разработки (что в принципе нормально), а продажники не готовы работать с продуктом, вам стоит внедрить аналитика, который поможет задать уточняющие вопросы типа: “Зачем это нужно?”, “Какую проблему бизнеса это решает?”. В такой ситуации "аналитик-адаптер" предложит варианты по изменению бизнес-процесса, продумает, как средства автоматизации упростят рутинные действия, а не продублируют их в системе.
Трабл 2. Потребность в коммуникации между командой и заказчиком
Разработчики любят термины и рабочий сленг (им, правда, так удобнее), заказчик не любит чувствовать себя глупым и хочет, чтобы исполнитель с полуслова ловил суть проблемы.
Кто вам нужен в идеальном мире: "аналитик-коммуникатор".
Как эту проблему можно решить без аналитика:
Здесь два варианта. Первый — научить разработчиков разговаривать с клиентом на одном языке и делать это так же результативно, как писать код (то есть, практически невыполнимая миссия). Второй — передать роль "коммуникатора" руководству, которое подковано в технической стороне и умеет излагать свои мысли доступным для заказчика языком. Второй вариант чаще всего и встречается в IT-компаниях.
Как эту проблему решит аналитик:
Если руководство не готово становиться "коммуникатором", а среди разработчиков нет уникума-экстраверта, то без аналитика не обойтись. Только он сможет добыть информацию и преподнести ее в понятном виде, переводя язык разработчиков заказчику и наоборот.
Трабл 3. Преодоление конфликтных ситуаций
Заказчик трепетно отстаивает, что та самая кнопка - нужнее некуда, без нее продажи падают и лояльность пользователя улетучивается. Разработчики упрямо настаивают, что это не целесообразно/не реализуемо. Разногласия достигают масштабов боевых действий и заканчиваются крахом и без того хрупкой коммуникации.
Кто вам нужен в идеальном мире: "аналитик-арбитр".
Как эту проблему можно решить без аналитика:
Если у вас небольшой стартап и вы готовы легко и гибко реагировать на “хотелки” заказчика, то конфликтные ситуации могут и не возникнуть. Еще один вариант: у вас есть специалист, умеющий нежно “продавить” заказчика и сделать так, как правильно, а не так, как хочется.
Как эту проблему решит аналитик:
В идеальном мире споров не должно быть вообще, в реальной жизни — каждый день война. "Аналитик-арбитр", владея опытом и умением внушать доверие, умея разговаривать с заказчиком на одном языке, решит такой конфликт быстро и безболезненно.
Трабл 4. Контроль работы команды
Даже если заказчик адекватный и команда супер-опытная, без предварительной аналитики при передаче в тестирование почти наверняка возникнет вопрос типа: “Почему окно кривое?” , и вы никогда не найдете виноватых. Потому что дизайнер окно не рисовал, у разработчика не было дизайна, а заказчик хотел, чтобы этого окна вообще не было.
Кто вам нужен в идеальном мире: "аналитик-конструктор".
Как эту проблему можно решить без аналитика:
Конечно, основную работу по контролю и конструированию процессов осуществляет менеджер проекта, но далеко не каждый менеджер может проанализировать бизнес-требования на старте и будет ими успешно управлять до самого финиша проекта.
Как эту проблему решит аналитик:
Аналитик изучает бизнес-процессы и декомпозирует бизнес-требования до уровня пользовательских и функциональных, управляет их оценкой и активно взаимодействует как с командой, так и с заказчиком, обеспечивая качественную коммуникацию.
Вместо вывода
Если вам кажется, что в этой статье мы активно склоняем вас к найму аналитика, то в этом есть доля истины. Виной тому наш собственный опыт, в Devim без аналитика непросто: сложная финтех-разработка без этого специалиста превращается в танцы с бубном.
Надеемся, вы “примерили” на себя 4 описанные ситуации и сделали правильный выбор: нужен вам аналитик или пока вы справляетесь собственными силами.