Релевантность страницы. Что нужно знать, если вы хотите увидеть ваш сайт в топе поисковой выдачи
Мы расскажем про релевантность с двух сторон — с позиции пользователя и с позиции поисковых систем. Заодно покажем, как можно повысить релевантность без танцев с бубном и переспама ключевыми словами. Статья будет полезна тем, кто продвигает свою компанию самостоятельно или только планирует обратиться за SEO и хочет разобраться в основных терминах.
Как пользователь видит релевантную страницу
Обычно контент для релевантной страницы описывают словами «полезный» и «интересный». С одной стороны, такие характеристики звучат емко и не нуждаются в объяснении. С другой стороны, польза и интерес — субъективные параметры.
Если мы возьмем двух человек из целевой аудитории условного магазина электроники, один захочет увидеть в статье «Характеристики нового смартфона Realme» сравнение с устройствами других марок, второй — тесты производительности и снимки с камер. Не всегда можно сказать наверняка, что посетитель сайта ждет от страницы, не говоря уже о том, будет ли ему интересно просмотреть ее. По этой причине релевантность лучше измерить поведенческими факторами и пользовательским опытом, насколько это возможно.
На релевантной странице есть ответ на заданный вопрос. Пример с окрошкой иллюстрирует этот пункт. Страница должна соответствовать запросу, с которым пришел пользователь, иначе он уйдет с сайта также быстро, как и пришел.
Здесь мы не говорим о качестве контента, раскрытии темы и фактчекинге. Все-таки экспертный контент — медицинские статьи, написанные с учетом научных исследований, или те же кулинарные рецепты с проверенной технологией приготовления — редко можно встретить на первых страницах поисковиков, где обычно находятся инфостатьи, написанные под SEO-оптимизацию.
Тем не менее контент должен хотя бы в общих чертах отвечать на заданный вопрос и быть актуальным. Особенно это касается тем, где информация быстро устаревает: от модных тенденций до законов.
Текстовый контент структурирован и разделен на блоки. Недавно лаборатория Alfa Research Center провела исследование. Респондентам дали два текста про условия кредита. Первый без разделения на абзацы выглядел, как «простыня». Второй текст имел четкую и логичную структуру. Каждый раздел раскрывал одну тему, важная информация была вынесена в таблицы.
Респонденты прочитали оба текста перед камерами, а исследователи следили за их эмоциями с помощью нейросети, распознающей злость, отвращение, удивление, страх, грусть, радость и нейтральное состояние. После эксперимента последовал тест с вопросами о содержании текстов и усилиях, потраченных на чтение.
Результаты оказались предсказуемыми. «Простыня» запоминалась хуже и вызывала значительно больше злости, чем структурированный текст.
Если бы банк на самом деле рассказал так об условиях кредита, пользователь бы прочел статью, чтобы узнать о процентной ставке. Когда дело касается менее существенных вопросов (те же кулинарные рецепты), пользователь бы закрыл страницу с «простыней» и пошел бы искать информацию в других источниках.
Фото- и видеоконтент дополняет текст. Качественные и подобранные в тему текста иллюстрации помогают разобраться в интересующем вопросе и заодно могут сработать на улучшение поведенческих факторов. Кому-то проще посмотреть опубликованную на странице видеоинструкцию, чем прочитать текст. Пока пользователь находится на странице, растет одна из метрик — время, проведенное на сайте.
Как поисковики видят релевантную страницу
Алгоритмы поисковых систем схожи, хоть и не изучены до конца. Мы можем судить только по официальным источникам и опыту продвижения в разных нишах. На основе этого назовем основные признаки релевантных страниц.
Содержание страницы соответствует запросу. Несколько лет назад достаточно было разместить на странице максимум ключевых слов по типу «купить диван в москве дешево». Поисковикам нравилось обилие ключевиков, пользователям — нет. Тем не менее ни о каком экспертном контенте не было речи, и низкосортные тексты заполонили Рунет.
Сейчас поисковые алгоритмы легко распознают контент, который не несет смысловой нагрузки, и формируют выдачу, исходя из интента — намерения пользователя. Если ему нужны товары или услуги, в выдаче будут соответствующие компании, интернет-магазины, агрегаторы и картографические сервисы. Если пользователь пришел с информационным запросом, то в выдаче он увидит релевантные статьи.
На странице соблюдены принципы текстовой релевантности. Есть распространенная ошибка, которую допускает большая часть пользователей, решивших самостоятельно продвинуть сайт. Они работают только с текстовым контентом (пресловутыми SEO-статьями) и добавляют ключевые слова наугад, руководствуясь результатами проверки в сервисах наподобие text.ru.
На самом деле при ранжировании поисковики анализируют всю страницу целиком, в частности, скрытые блоки и сквозные элементы (например, меню). Этот принцип уже подтвержден SEO-специалистами и поможет понять, как новичкам работать над текстовой релевантностью.
Нужно прежде всего проверить ширину и глубину облака слов. Ширина — это все слова, которые относятся к тематике продвигаемого запроса, а глубина — число их повторений. Для проверки удобнее пользоваться специальными сервисами, к примеру, Miratext. Он поможет сравнить, какие слова и как часто они употребляются на нужном сайте и на сайте конкурентов.
Так вы узнаете наверняка, что нужно дописать, чтобы вывести свой сайт в топ. Помните: в вашем распоряжении не только статьи, но и пункты меню, блоки с часто встречающимися вопросами и описания товаров. Добавлять ключевые слова можно в любой блок страницы, главное, чтобы они были вписаны органично.
У релевантной страницы понятный адрес. Первое, с чем сталкивается поисковый робот во время анализа страницы, — это URL. Если он видит сплошные знаки процентов и рандомные числа, сайт будет ниже в поисковой выдаче. Лучше всего писать URL транслитом на английском языке с вхождением основного запроса.
Расставлены метатеги. Метатеги нужны, чтобы поисковые системы и браузеры считывали данные о странице. Для повышения релевантности нужно обратить внимание на следующие теги:
Title — кликабельный заголовок страницы, который отображается в выдаче. На него отводится немного знаков — максимум 200, но в Яндексе отображается первые 56, а в Google — 63. Нужно уместить основной запрос в нужное число символов.
Description — описание страницы в сниппете. В идеале description написан и для людей, и для поисковых машин. В нем указаны ключевые слова и информация, которая привлечет пользователей на сайт. Поисковики не всегда выводят description. Иногда вместо него на месте мета-описания находится отрывок текста, который алгоритмы посчитали более релевантным запросу.
H1, H2, H3 и другие теги заголовков. Поисковики, как и пользователи, лучше воспринимают структурированный текст. Только пользователям, по сути, все равно, как будет озаглавлен блок, если название отражает основной смысл. Поисковики в свою очередь более детально анализируют содержание страницы и по H1, H2, H3 могут понять, насколько контент соответствует Title и ожиданиям пользователей.
У иллюстраций указаны атрибуты alt. Alt — это альтернативный источник информации на случай, если у пользователя плохой интернет или отключен показ изображений в браузере.
Наличие alt — один из факторов ранжирования. Соответственно, поисковые алгоритмы учитывают его во время анализа страницы. Изображения с прописанным alt могут попасть в Яндекс.Картинки и Google Images, тогда их увидят пользователи и, возможно, перейдут на сайт. Главное в заполнении alt— вкратце описать содержание картинки и по возможности добавить ключевые слова.
Проставлены ссылки на другие страницы сайта. Внутренняя перелинковка хорошо влияет на релевантность, пусть и значимость таких ссылок ниже по сравнению с внешними. Основное правило — подбирать ссылки с учетом смыслового соответствия. Условно, если в тексте обозревают технические характеристики нового смартфона, то в конце можно оставить ссылки на аналогичные материалы про смартфоны из той же ценовой категории.
Мнение поисковых систем и пользователей все чаще совпадает. Алгоритмы совершенствуются, и сейчас, чтобы продвинуть страницу по запросам, нужен комплексный подход — грамотное использование SEO-инструментов, улучшение юзабилити, производство полезного контента и забота о пользователе, который в конечном счете будет оценивать ваш сайт и принимать решение о заказе товаров или услуг.