Учитель и ИИ: Союзники в эпоху цифрового образования
Сегодня идея непрерывного образования все больше рассматривается не только как способ обеспечения социальной интеграции, личностного развития и экономического роста, но необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам, менять профессии или углублять свои знания для конкуренции на мировом рынке, в том числе с ИИ.
Еще вчера тенденция к обучению на
протяжении всей жизни нами воспринималась как стремление учиться, дополнять и
обновлять свои знания, чтобы соответствовать меняющимся условиям жизни и труда.
Сегодня идея непрерывного образования все больше рассматривается не только как способ
обеспечения социальной интеграции, личностного развития и экономического роста,
но необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам, менять профессии
или углублять свои знания для конкуренции на мировом рынке, в том числе с ИИ.
На фоне быстро меняющегося технологического мира множество профессий оказались не нужными, их благополучно заменили и продолжают заменять роботы. Внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект, робототехника вызывают беспокойство людей. Не случайно столь популярными становятся сайты, на которых предлагаются проспекции развития различных профессий (к примеру, https://willrobotstakemyjob.com/). Главные вопросы, которыми пестрят сайты: «Как вы думаете, в чем опасность автоматизации? Какова вероятность того, что...(такие то профессии) будут заменены роботами или искусственным интеллектом в течение следующих 20 лет?»
Несомненно, некоторые,
зачастую, весьма важные характеристики той или иной деятельности сложно
автоматизировать, например, работу учителя. В данный момент
мы можем рассуждать об искусственном интеллекте и учителе лишь в границах
настоящего, в рамках поля существующей образовательной системы. Как ИИ влияет
на работу учителя? Современный преподаватель непрерывно сталкивается с
вызовами, связанными с активным использованием ИИ и технологий в образовании, в
том числе, и в первую очередь, со стороны учеников. Так, если в недавнем
прошлом можно было сочинять эксклюзивные задания, ответы на которые требовали
самостоятельных усилий, поскольку отсутствовали подсказки в интернете, то
сегодня у преподавателя нет шансов конкурировать с ИИ, который дает ответы практически
на любые задания в рамках школьной программы и не только. Возникает вопрос надо
ли бороться с присутствием ИИ в процессе обучения?
Мы считаем, что в этом нет необходимости. Если школьник мотивирован, целеустремлен, точно знает и понимает зачем ему нужно образование, он не будет наносить себе вред, злоупотребляя ИИ. При этом ИИ будет для него хорошим помощником, оперативным наставником, находящимся постоянно «под рукой». В этом случае ученик переходит в информационную фазу, что соответствует траектории XXI века и определяет в будущем его место на рынке труда. Необходимо добиться понимания учеником, что без качественного образования, без приобретения необходимых знаний и компетенций место на современным рынке труда ему не обеспечено.
Успех достижения такой цели учителями делает ИИ союзником учителя.
Как учителю добиться этой цели?
Нам представляется, что решить проблему можно, предприняв определенные шаги как в направлении обучения учеников, так и обучения самого учителя — речь идет о его эффективном профессиональном развитии.
Применительно к ученикам. Справиться с вызовами ИИ можно, если развивать навыки критического мышления и анализа. Важно обучать детей способности к критической оценке информации, даже если она предоставлена ИИ. Учить их анализировать информацию, проверять ее достоверность и сравнивать разные источники.
Поддерживать творческий подход. Стремиться создавать образовательные задания, которые подразумевают включение в процесс творческого мышления и развития индивидуальных способностей учеников. Разрабатывать эксклюзивные задания, которые ориентированы на его будущую профессиональную деятельность (вот почему так важна профориентация), не могут быть легко скопированы из интернета, смогут стимулировать учеников, потому что, возможно, для самого ученика определят границы его будущей профпригодности.
Обучать использованию технологий. Вместо того, чтобы запрещать использование ИИ, важно приучать детей использовать его как инструмент для обучения и решения сложных задач. Показать им, как правильно формулировать запросы и интерпретировать результаты.
Применительно к учителю. Речь пойдет не об использовании ИИ в работе учителя. Здесь все достаточно понятно и уже хорошо апробировано. Проблема в том, как наиболее эффективно осуществлять профессиональное развитие самого учителя, какой должна быть педагогика этого профессионального развития. Учеба учителей должна отражать то, как они должны учить своих учеников. Материалы и мероприятия должны соответствовать новым вызовам в образовании XXI века.
Всем нам важно осознать произошедшие изменения культурного восприятия образования. Образование не этап, завершающийся после школы или университета. Теперь же учеба — это процесс, продолжающийся всю жизнь, и потому профессия учителя бессмертна.