Витрины, вывески, интерьеры или как заставить клиентов не пройти мимо
Видно — не видно
У вас может быть потрясающий магазин с прекрасными товарами и великолепными манерами сотрудников. К качеству вашей продукции не придраться, и вы все силы и душу отдаёте клиентам. Но есть одна проблема. Об этом никто не знает. Странно. Вроде и в центре города находитесь, и конкуренты вам в подмётки явно не годятся. Но длинных очередей около дверей так и не наблюдается.
Одна из них возможных причин — вас просто не видно. Или видно как-то не так. В любом городе, даже самом небольшом, идя по улицам, можно заметить огромное количество витрин, вывесок, баннеров и других конструкций. Поэтому люди уже давно научились фильтровать это множество, и пройти мимо для них — проще простого.
Из этого следует вывод, что оформление торгового пространства — штука важная, и сделать «тяп-ляп» и побыстрее — идея не самая гениальная. Витрина и вывеска — это самые распространенные и простые способы грамотно заявить о себе.
Витрина
Витрина магазина — это его лицо. Она впускает клиента еще до того, как он зайдёт внутрь. Глядя на неё, прохожий поймет, стоит ли вообще тратить время. Витрина может:
1. Показать интерьер помещения — аккуратно и со вкусом расставленные товары однозначно выигрывают у манекенов без рук и небрежно раскиданных футболок.
2. Рассказать об ассортименте — вывеска с надписью «Изабелла» вряд ли скажет прохожим о чём-то конкретном. В конце концов, вам же нужно показать то, что вы продаёте.
3. Рассказать о скидках и других предложениях — человеческая психология такова, что желание купить больше за меньшие деньги никогда не исчезнет. Экономия!
Хорошая витрина снимает опасения. Людям трудно заходить в незнакомые места, поэтому витрина должна как бы завязать знакомство и снять первое напряжение. Всё хорошо, здесь уютно и есть то, что вы ищете.
Витрина бутика Coach, например, каждый новый сезон представляет собой произведение современного искусства. Последнее решение — композиция, составленная из символов продукции бренда — ярлыков. Они сделаны из гигантских плит, которые имитируют состаренное золото, фарфор, кожу и мрамор.
Вывеска
Здесь есть нюанс. Вывеска нужна многим, но, однако, не всем. Исключение составляют места, которые целевая аудитория ищет целенаправленно:
1. Адвокатская контора. Сюда приходят постоянные клиенты, которые договорились о встрече и знают, как вас найти. На случайных прохожих организация не ориентирована. Тогда зачем большая кричащая вывеска, так и манящая заглянуть.
2. Продуктовый магазин в центре города. Здесь каждый день бывают новые люди, и за их внимание надо бороться. Поймать случайного прохожего можно только на вывеску.
Продуманная вывеска говорит о масштабе компании. Например, во весь фасад — магазин большой и товаров много. Небольшая и аккуратная вывеска указывает на маленький и уютный магазин.
Также люди интуитивно определяют ценовую категорию товаров по виду вывески. Логика простая: дешевая вывеска — вряд ли заоблачная цена на товар!
Вывеска формирует внимание, привычки и ожидания клиентов. Сначала потребитель замечает её и у него формируется интерес. Постоянное внимание формирует привычку. А если в первую неделю покупатели не привыкнут заходить в организацию, уже скоро они, как полагается, будут проходить мимо. Ну, а внешний вид — это как тизер на содержимое организации. Краткая информация о том, что их ожидает.
Взгляд на интерьер
Сейчас бренды открывают магазины наспех и не все уделяют интерьеру и оформлению торговой точки должное внимание. Необычный дизайн встречается редко, компании не всегда нанимают архитектурное бюро или дизайнера по интерьеру, иногда оформлением отдела может заниматься команда магазина, в том числе и рядовые продавцы. Подход, безусловно, дешёвый, но не правильный. Чаще всего бренды используют искусственные материалы и фактуры, не утруждая себя натуральными материалам, прежде всего, из-за своей низкой стоимости.
В книге Уолтера Айзексона «Стив Джобс» есть отдельная глава о том, где рассказывается как основатель компании Apple проектировал свои фирменные магазины с техникой. Стив пытался подойти к решению задачи с точки зрения обычного покупателя. Он также считал, что не получится понять потребителя, если не начать общаться с ним. Например, Джобс мог часами прогуливаться по торговым центрам и думать о том, как они устроены. Компанию Стиву часто составлял вице-президент отдела продажа бренда Target Рон Джонсон. Вместе они рассуждали, как большие универмаги повлияли на работу более мелких торговых точек и почему некоторые из них особенно успешны.
Проанализировав многие отделы, Джобс с Джонсоном пришли к выводу, что покупатель, едва войдя в магазин, мог бы сразу охватить взглядом всё пространство торговой точки. Джобс хотел, чтобы магазины Apple были физическим воплощением бренда. Он верил, что минималистичный стиль магазина, где есть много свободного пространства — это ключ к решению задачи. Благодаря спокойной обстановке, покупатель сможет ознакомиться со всей продукцией компании. По мнению Стива, магазины должны выражать общее настроение всех продуктов и бренда, быть необычными, модными и при этом не давить на покупателя.
В теории Джобс прав, но на практике не всегда удаётся воплотить все задумки. И дело не только в бюджетных ограничениях, но и в площади торговой точки. Ведь если сам отдел не очень большого размера, то развернуться не получится. Однако благодаря использованию натуральных материалов и привлечению к проектированию магазина не только специалистов по архитектуре и дизайну, но и в социальной психологии, маркетинге, рекламе и мерчендайзинге. Рассмотрим несколько распространённых советов вместе с примерами.
Исправляйте недостатки пространства
Дизайн проекта магазина или отдела должен исправлять существующие недостатки торгового пространства. С помощью света, зеркал, нужных цветов и архитектурных решений можно спрятать любые недостатки помещения магазина. Есть несущая колонна, находящаяся посреди зала? Подчеркните это и сделайте её важным и особенным элементом интерьера.
Например, архитекторы из Милана, открывая магазин в Берлине от популярного бренда одежды Carhartt W.I.P., столкнулись с такой проблемой — отдел был длинным, но узким, а дневной свет почти не попадал в помещение. Было решено поставить панели и зеркала, которые бы отражали свет от прожекторов и ламп, располагающихся под потолком.
Манекены установили на «выходе», чтобы они как бы смотрели на улицу и не занимали место в узком магазине и не мешали посетителям выбирать одежду.
Освещение играют большую роль в жизни любого магазина. Света не должно быть меньше, чем в соседних магазинах, иначе потребитель просто не захочет идти в более тёмное помещение. Но и ослеплять покупателей и продавцов тоже не нужно.
Интерьер не должен отвлекать внимание от самого товара
Все элементы интерьера должны работать только на товар и его продвижение. Как только покупатель заходит в магазин, именно интерьер должен подтолкнуть его к приобретению продукции. Оформление отдела должно показывать товар с самой лучшей стороны и подчёркивать его преимущества. Торговое оборудование, цвет и фактура стен должны максимально сочетаться с товаром, выделять и подчёркивать его. Дизайн интерьера, какой бы он не был модный и современный, не должен отвлекать внимание потребителя от продукции.
Эту задачу элегантно решили дизайнеры, которые спроектировали интерьер бутика известного на востоке бренда шоколада Patchi. Бренд специализируется на рынке элитных шоколадных подарков.
Нейтральная палитра декора интерьера и минимальное использование цветов (чёрный и белый), а также сочетание материалов при отделке, лишь подчёркивает яркость и красочность упаковки продукции. Светильники в центре магазина направляют покупателей на центральный стенд, где представлены главные новинки компании. Зеркала на потолке позволяют сотрудникам магазина без труда менять экспозиции, а также сортировать продукцию по темам и сериям.
Доверьте раскладку товара человеку с хорошим вкусом
Красивый и стильный интерьер вы обеспечили — самое время задуматься о мерчендайзинге. Покупатели всё же выбирают товар, поэтому нужно обеспечить правильный ассортимент продукции. На полках магазина важна раскладка товара, с помощью которой можно добиться создания интересных композиций, подобрать модели по цвету или разложить их по ритму. Именно качественная раскладка продукции может сыграть решающую роль в момент совершения покупки.
Так поступили дизайнеры интерьера магазина Burma, который продаёт ювелирные украшения. Оформление витрин имеет необычные формы, которые сразу привлекают внимание покупателей. Большие «полки» в виде кругов, в середине которых находятся стенды для украшений — за счёт простых форм витрина выглядит очень эффектно.
Мерчендайзеры совместно с дизайнерами намеренно дублировали данные стенды уже в самом магазине, как бы продолжая идею с витриной. Этот приём не только подчёркивает оформление витрины, но и показывает, что работа мерчендайзера не была проделана зря.
Не стоит также забывать и о безопасности и удобстве покупателя, во время того, когда он находится в магазине. Скользкий пол или острые углы полок могут обернуться для клиента, в лучшем случае, негативной эмоцией, а в худшем — травмой и жалобой на магазин.
Будущее за интерактивом
Интерактивные витрины раньше казались фантастикой, но с приходом виртуальной реальности это уже не кажется чем-тозапредельным. Кардинально ситуация начала меняться после выхода контроллера Kinect для игровой приставки Xbox 360. С его помощью человек мог управлять игрой и телом и голосом. Это был уже не банальный джойстик с кнопками!
В дальнейшем идеи Kinect получили своё развитие в виде очков дополненной реальности и других устройств, которые в сейчас усиливают присутствие игрока в виртуальной реальности.
В маркетинге возможности Kinect в 2011 году использовал магазин Topshop в качестве виртуальной примерочной.
Интерактив также стал использоваться в оформлении витрин, ведь «мёртвые» и неподвижные манекены уже перестали удивлять большинство потребителей. Именно при помощи интерактивных технологий и сенсоров стали появляться витрины и объекты, которые могут распознавать потенциальных покупателей, реагировать на их движения и вовлекая человека во взаимодействие с брендом, тем самым уже формируя к нему положительное впечатление.
Один из самых необычных концептов использования интерактива в рекламе предложили студенты школы Hyper Island. Внедрение датчиков движения в витрину позволяет моментально привлечь внимание прохожего к магазину. Так контент витрины мог бы реагировать на движения человека в реальном времени, но пока что — это всего лишь амбициозный концепт:)Бренд одежды Nordstrom установили специальную камеру, которая позволяла отслеживать движения рук покупателей так, что они могли «рисовать» прямо на стекле.
Несмотря на то, что многие интерактивные витрины и элементы интерьера, стали появляться всё чаще, к сожалению, это ещё довольно дорогая технология, которая требует доработки.
Пожалуй, самое главное правило — вы оформляете ваше торговое пространство не для себя, а для потребителя. Если ваши клиенты беременные женщины — позаботьтесь о мягких диванчиках и не раздражающих цветах в интерьере компании. Если это подростки — используйте те решения, которые они смогут выложить в Инстаграм — интерактивные экраны или граффити на стенах. А если дети — откройте детскую комнату, как, например, в «МакДоналдсе», чтобы ребёнок мог чем-то заняться, пока его родители заняты покупками. Если молодые девушки, которые любят шоппинг — подумайте о досуге для их мужчин, как это сделали в Англии, установив игровые приставки Sega Mega Drive в торговых центрах.
Воспринимайте вашу компанию, как самостоятельную личность! Ведь здесь тоже важно первое впечатление. Встречают, как говорится, по одёжке. Приятное и со вкусом оформленное помещение расположит к себе клиента и расскажет о вас много чего интересного. В первую очередь, ваше отношение к вашему бизнесу, клиентам и самому себе. Приятно иметь дело с тем, кто знает своё дело и то, что нужно потребителю.
Нестандартные решения — это здорово, если у вас есть необходимые ресурсы и свежие мысли. Но не стоит гнаться за креативом, забыв разложить на полках товар так, чтобы он не валился на голову прохожим.