Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 474 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Какая бывает айдентика?

Среди всех видов айдентики можно выделить два огромных пласта: традиционный фирменный стиль и нетрадиционный. Последний можно разделить, опять же с большой долей условности, ещё на несколько категорий. Итак, поехали.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Виды фирменного стиля выделяются довольно условно. Очень редко конкретный пример айдентики можно однозначно отнести к какой-то определённой категории. Но даже абстрактное разделение поможет лучше понять, что и зачем делается при разработке фирменного стиля. Поэтому здесь и сейчас мы разбираемся в этом вопросе и объясняем вам.

Традиционная айдентика

Иначе — классическая айдентика. Обыватель, который что-то где-то краем уха слышал о бренд-дизайне, под фирменным стилем понимает примерно это. Здесь присутствует традиционный набор элементов. В первую очередь, это вполне чёткий логотип с каким-то значком, символизирующим компанию. У Apple — это надкушенное яблоко, у Nike — та самая узнаваемая птичка-закорючка, у Pepsi — красно-синий кружок и так далее.

Логотипу сопутствуют другие элементы: определённая цветовая палитра, характерный шрифт и прочие стилеобразующие элементы, из которых может, например, складываться фирменный паттерн.

Как правило, при разработке классической айдентики прописываются правила использования стиля для всех возможных ситуаций. Нужно нарисовать флаер? Открываем гайдлайн: ага, вот в этом углу у нас логотип, сюда фотографии в таком-то стиле, здесь текст таким-то шрифтом и сяким-то кеглем — всё верстается по модульной сетке, просто бери и делай.

И дело не только в относительной лёгкости реализации. При таком подходе фирменный стиль на любых носителях будет выглядеть максимально цельным, и аудитория будет без труда идентифицировать эти носители с конкретным брендом.

Но у традиционной айдентики есть один минус. Очень трудно бывает заранее продумать использование фирменного стиля для всех возможных коммуникаций бренда с аудиторией.

Допустим, вы продумали и расписали в гайдлайне варианты дизайна для упаковки разной формы: цилиндра, куба, параллелепипеда, конуса и даже шара. Какое-то время клиент пользуется вашим стилем и не знает горя. Но вдруг он начинает выпускать новую продукцию, для которой нужна упаковка в форме усечённой пирамиды, и тут начинаются проблемы.

Но это не значит, что традиционная айдентика — плохая. Вот наш пример классической айдентики — Турболосось. Это служба доставки, и визуально бренд отражает лучшие качества компании именно как службы доставки. Они могут расширять список товаров, но они всё равно будут службой доставки. То есть мы можем чётко обозначить сферу деятельности фирмы и с большой точностью предсказать все возможные коммуникации с аудиторией.

То есть классическая айдентика подходит брендам с легко предсказуемыми точками контакта с потребителем и ограниченным количеством носителей, на которые требуется масштабировать фирменный стиль.

Кроме того, чаще всего традиционная айдентика является лучшим решением для франшизы. Владельцу стиля бывает трудно проследить за его практической реализацией со стороны франчайзи, поэтому лучше иметь строгий гайдлайн с готовыми рецептами на все случаи жизни.

Динамическая айдентика

Есть такой тренд: количество каналов коммуникации с потребителем постоянно растёт, а время каждого отдельного контакта сокращается. Поведение элементов фирменного стиля и их восприятие аудиторией становится всё менее предсказуемым. В этой ситуации традиционный подход становится всё менее эффективным. Один из выходов — сократить количество элементов фирменного стиля, чтобы можно было быстро адаптировать айдентику под меняющиеся условия. На часто лучшим решением становится обратиться к нетрадиционным видам фирменного стиля, в частности — к динамической айдентике.

Динамическая айдентика, как и следует из её названия, очень вариативна и может меняться по ситуации. Это позволяет выйти за пределы определённых рамок и растиражировать свой стиль на самые разные форматы коммуникации с сохранением единого визаульного языка.

В случае с классическим фирстилем, каждый раз при использовании новой упаковки дизайнеру необходимо разрабатывать новый макет. Но тут дизайнер проектирует динамичный набор элементов, которые смогут подстраиваться под непредсказуемые задачи.

То есть вы уже не привязаны, скажем, к листу A4 или упаковке-тетрапаку определённых размеров. Динамическая айдентика должна гармонично ложиться на любой носитель. Пример — логотип, который мы разработали для фирмы Агропромснаб. Его можно разместить на сколь-угодно крупном носителе, просто вытянув в линию.

Другая ситуация — очень большой ассортимент продукции и его стремительное расширение. Например, кинотеатры: новые фильмы ведь постоянно выходят. Для сети Киномир мы разработали бренд, который использует образы мирового кинематографа. Стиль разработан так, что новые образы, которые непременно будут появляться с выходом новых фильмов, можно будет без труда гармонично встроить в айдентику.

Меняются традиционные роли элементов. В классической айдентике логотип — это якорный элемент, который задаёт тон всему остальному стилю. В динамической он может уже не быть центром стиля, а то и вовсе уйти на второй план. Например, в айдентике Poble Espanyol (район Барселоны и её культурный центр) логотип — это просто шрифтовое написания названия. Он обычно очень маленький и размещён где-то в углу, чтоб не мешался. В центре айдентики — иллюстрации, собранные из различных стилеобразующих элементов.

В обновлённой айдентике питьевой воды Легенда жизни задачу формирования нужного восприятия бренда тоже решает не столько логотип, сколько хэндмейд-иллюстрации, которые ему сопутствуют.

Или вот бренд Eurasian School of Design, в айдентике которого кроме типографики практически ничего и нет, но она решает все поставленные перед проектом задачи.

И ещё пример — бренд American Apparel. Их логотип — это просто написанное гельветикой название компании. Стиль образуют характерные провокационные фотографии.

Полиморфный логотип

Частный случай динамической айдентики. Это логотип, который не просто имеет множество вариаций, но также может менять свою форму, адаптируясь под изменчивую ситуацию.

Такой логотип может использоваться, например, в компании, где есть необходимость брендировать разные отделы. Если происходит реструктуризация, отделы объединяются или появляются новые, можно легко разработать новый логотип, и он останется в рамках единого графического решения.

К этой категории можно отнести логотип бренда интернет-магазина DEDE. Деталь фирменного знака — красная точка — трансформируется для каждого отдела.

Или, например, фирменный стиль конференции пиарщиков Груша. Фирменный знак становится бильярдными шарами для отдела обучающих игр, шестерёнками — для социального инжиниринга, яичницей-глазуньей — для ланча и так далее.

Вербальная айдентика

Строго говоря, к вербальной айдентике можно отнести слоган, дескриптор и даже текст, который произносит сотрудник колл-центра. Но тут имеется в виду айдентика, в которой коммуникация происходит не столько через графические элементы, сколько через вербальные.

Например, бренд Something, у которого логотипом является простой прямоугольник. Прямоугольник помещается в тексте так, будто там просто одно слово закрашено. И по смыслу вместо этого прямоугольника подходит именно это слово — something.

Другой пример — австралийская опера. Буквы О и А разъезжаются, как будто открывая сцену.

Айдентика смысла

Противоположность предыдущему виду. В этом фирменном стиле используется минимум текста, упор делается на визуальные образы. Такая айдентика может рассказывать целые истории, как, например, у бренда компании трансферных перевозок i'way.

Обычно здесь получаются очень необычные и эффектные работы. Но тут есть минус: аудитория не сразу понимает фишку. Нужно определённое количество актов коммуникации с брендом, чтобы потребитель понял суть вашей игры смыслов в такой айдентике.

Маскоты

Очень часто айдентика строится вокруг фирменного персонажа, который становится для потребителя проводником по бренду. С помощью этого персонажа бренд общается с аудиторией.

Это может быть человек, животное или вовсе какое-нибудь неведомое существо. Главное, что он отражает характер компании или её аудитории, может применяться в разных ситуациях коммуникации и на разных носителях.

Например, для кофейни Coffee Bull мы разработали персонажа — быка. Он очень энергичный и всегда в тренде.

Для магазина детской одежды Ribbi Tos мы разработали риббитосов. Они весёлые и озорные. Их оживили в телерекламе и наружке. Риббитосы настолько понравились публике, что их стали продавать в качестве игрушек.

Общепринятый символ

Этот вид фирстиля ещё называют айдентикой постмодернизма, потому что здесь дизайнер цитирует то, что уже использовалось тысячи и миллионы раз до него. То есть он использует готовые символы, которые изначально предельно знакомы и понятны аудитории.

Но тут есть опасность сделать фирменный стиль, слишком похожий на другие, в которых используется такой же символ. Поэтому нужно приложить максимум креатива, чтобы знак остался узнаваем, но при этом ассоциировался именно с вашим брендом.

Восклицательный знак, например. Из недавнего, этот знак неплохо обыграли в стиле фестиваля LoudHead производителя наушников DoctorHead. Текст выстраивается в форме восклицательного знака, который при наложении на фотографии людей образует образ наушников.

Или амперсанд, который использован в множестве самых разных брендов. Такой кейс есть и у нас. Мы его превратили в птичку.

Без айдентики

Такое бывает нечасто, но иногда бренд ограничивается только самыми базовыми вещами, фактически отказываясь от фирменного стиля.

Один из таких — японский мебельный бренд Muji. У них, конечно, есть фирменное начертание названия, но они его продвигают только там, где без этого вообще не обойтись (на сайте, например). Они вообще не ставят ни логотип, ни какой-либо другой элемент айдентики на своей продукции. Это политика компании, которая считает, что аудитория должна узнавать не логотип, а сам продукт.

Так какую айдентику выбрать?

Размышляя о видах фирменного стиля, важно помнить, что любая попытка классификации — это не теоретическая разработка, а анализ уже полученного опыта. Наверняка вам сейчас понравился какой-то определённый вид айдентики, и вы даже можете захотеть сделать себе такой проект. Но это неправильный подход. Вид айдентики выбирается, исходя из задач проекта, а не наоборот.

Когда мы смотрим на хорошие релизы динамической айдентики, чаще всего она нам кажется очень крутой, прогрессивной и разнообразной. Но она подойдёт не каждому.

Могут быть чисто технические ограничения. Например, печать множества разнообразных логотипов может быть неоправданно сложным и затратным мероприятием. Динамическая айдентика подойдёт компаниям, у которых разветвлённая архитектура бренда, быстрое расширение ассортимента, или просто предполагается использование большого количества разных носителей. Если у вас из носителей будет визитка и аватарка в инстаграме, динамическая айдентика вам, скорее всего, не нужна.

Ну и аудитория. Прогрессивная молодёжь обратит внимание на креатив и оценит его. Но если вы ориентируетесь на возрастную или просто консервативную аудиторию, возможно, лучшим решением будет обратиться к чему-нибудь более классическому.

В общем, ориентироваться в разнообразии айдентики, конечно, полезно. Но только в качестве развития профессионального кругозора и какой-никакой систематизации знаний. При разработке айдентики смотреть нужно на конкретные задачи и условия проекта.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем