Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
305 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Пандемия и бизнес: время краха или новых возможностей?

Мир меняется. Стремительно и неизбежно. Всё, что нам остаётся — принять это, адаптироваться и начать действовать уже сейчас.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Пандемия коронавируса уже меняет целые отрасли производств и бизнеса, модели поведения и всю экономику в целом. Упал спрос на множество определенных услуг, а множество других и вовсе были поставлены на паузу. Но даже сейчас есть те, кто может если не преумножить, то хотя бы остаться на плаву и сохранить свой бизнес.

Команда бренд-консалтинга «Два слова» подготовила для вас небольшой материал. Здесь аналитика, возможные прогнозы и предложения действ


Евгения Варивода, аналитик

Мир меняется прямо сейчас. И пока люди только начинают адаптироваться, многие сферы бизнеса уже оказались на грани выживания. Это оказывает влияние на всю российскую и мировую экономику в целом. Начавшийся спад экономики приведёт к более длительному застою, который, как говорят эксперты, будет тяжелее и болезненнее кризисов 2008 и 2014 годов.

В связи с этим можно выделить ряд моментов, которыми нужно воспользоваться здесь и сейчас. Понятно, что решения и меры, которые реализуют компании, зависят от особенностей бизнеса и отраслевой специфики.

• Во-первых, проанализируйте свой бизнес в условиях кризисной ситуации. Это должно быть не абстрактное стратегическое видение, а конкретное состояние в моменте — какими ресурсами вы располагаете, каковы ваши самые уязвимые места. Для этого можно сделать самый элементарный SWOT-анализ собственными силами. Возможно, вы найдете конкурентное преимущество, которого нет у ваших конкурентов, и которое позволит вам даже выиграть в сложной ситуации.

• Так как сейчас многие потребители ушли в онлайн, у кого-то появилось свободное время — это подходящий момент более пристально изучить свою целевую аудиторию, прочувствовать её боль, опасения, потребности. Есть база клиентов? Запустите интерактивный опрос на сайте и в социальных сетях: обойдитесь без скучных наборов вопросов, добавьте игровой элемент. Очевидно, что сейчас отклик на опрос будет активнее. Заодно вы и новое узнаете, а может и эффективное решение придумаете.

• Очевидно, что в такие периоды меняется модель поведения потребителя. Как это можно использовать в вашем бизнесе? Запустить онлайн доставку/режим работы, вывести продукт эконом-сегмента, новый формат упаковки (family-pack/даунсайзинг), переориентировать производство на выпуск востребованной продукции, имеющей схожую технологию.

• Изменения могут коснуться не только физического продукта, но и языка общения с потребителем. Это может быть более точечное позиционирование: например, рост онлайн игровых активностей. Тут есть, что предложить производителям энергетиков — могут временно направить своё внимание на кибер-спортсменов. Производители тренажёров могут делать упор на продвижение более компактных моделей, показывать их с точки зрения удобства размещения дома.

• Вербальная коммуникация может быть пересмотрена не только в отношении отдельных продуктов, но и изменится tone of voice бренда в целом. Сейчас, как никогда, важна эмпатия: в жизни многих потребителей ворвался тот или иной страх. Учитывайте это в своей коммуникации и активностях. Станьте более «домашними», понимающими, не прекращайте «живое» общение.

• Если компания имеет хоть какое-то отношение к помощи в борьбе с распространением пандемии, это можно использовать как инфоповод. Такой подход может повысить узнаваемость бренда компаний. Вирус закончится, а вы в памяти останетесь. Только здесь главное быть максимально искренним, а не пытаться выехать и нажиться на теме.

• Возможно, стоит в моменте перераспределить рекламные бюджеты. Именно сейчас всё внимание сосредоточено в digital-среде. А также стоит обратить внимание на телевидение, не потому что все сидят дома на карантине и кинулись смотреть телевизор. Интерес к этому источнику информации возрос в условиях информационной освещённости событий, большим доверием к ТВ, как источнику информации, особенно в средних и малых городах страны.

Денис Белоусов, директор по стратегическому планированию и развитию

Оставайтесь на виду — кризис, изоляция и работа из дома не повод сокращать свою активность и переставать общаться с внешним миром. Покажите своей аудитории, что вы продолжаете работать и по-прежнему являетесь надежным поставщиком продуктов/услуг.

Текущая ситуация — лучший повод сделать свой тон коммуникации более человечным и открытым, поправить или даже исправить свой имидж. Покажите, что вы готовы поддерживать клиентов, партнеров и то, как вы это делаете. Но будьте аккуратны и лаконичны — излишне спекулировать на этой теме не стоит.

Не забывайте про сотрудников — несмотря на удаленную работу, такой режим позволит сплотить команду еще больше. Пандемия, кризис — все это подавляет настроение и корпоративный дух. Участвуйте в этом как работодатель, поддержите сотрудников по-отдельности и как команду в целом, ведь не всем легко на удаленке. Инициируйте вечеринку по скайпу, сделайте фирменный мерч, желательно отвлеченный от коронавируса. Хотя фирменные защитные маски никто не отменял — пригодятся.

Данил Снитко, general supreme totalitarian producer in-chief

Как только наступает очередной кризис, все говорят, мол, кризис — это время возможностей! И при этом почти никто не понимает, что это значит, все грустят и переспрашивают друг у друга. При этом мало кто спрашивает у самого себя — а чего бы ему самому хотелось бы в нелегкий период?

Есть гипотеза, что в кризис каждому хочется, чтобы его пожалели. До небес повышается спрос на заботу и социальные поглаживания. В кризис опасно быть суперменом (можно сгореть, геройствуя), можно наконец-то позволить себе поплакать. Хочется, чтобы тебя ободрили, обняли и, по возможности, снизили цены на свои услуги, потому что денег-то и так нет!

Кризис, как и любая долгосрочная стрессовая ситуация, заставляет всех впасть в режим максимальной экономии энергии и ресурсов. Действия, в том числе в маркетинге совершаются кратковременными, но сильными вылазками, удовольствие отодвигается на задний план, а эффективность — на передний.

Если вы владелец бизнеса, попробуйте сделать по отношению к клиентам то, чего бы вам самому хотелось по отношению к себе. Упростите пакеты своих услуг, убрав «жирные» добавки, оставьте только самое мясо. Снизьте маржу, наконец.

Мы, например, запустили специальные «стартапные» пакеты услуг по брендингу и рекламе. Отказались от глубокой аналитики, длительных проверок и бесконечных согласований, и сконцентрировались на самом необходимом. Это наш вклад в то, чтобы как можно меньше бизнесов ушли в крутое пике.

Как говорит одна известная книга, «обнимите» своих клиентов. В нелегкий период всем особенно хочется, чтобы их обняли.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем