Монетизируем немонетизируемое или зачем нам самозапись
Структура медицинского рынка в России на данный момент имеет 2 больших и достаточно автономных части, каждая из которых финансируется по-разному.
Частная медицина - явления для нашей страны относительно молодое, но при этом достаточно активно развивающееся и подающее большие надежды. По данным Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга рынок частных медицинских услуг растет в среднем на 17-20% в год. Абсолютные цифры выражаются в миллиардах рублей.
Государственная медицина - во многом архаичное, но крайне важное социальное обязательство, взятое государством на себя достаточно давно и в силу специфики имеющее ряд безусловных преимуществ, но чем дальше мы уходим в рыночную экономику, тем больше сложностей в функционировании системы мы наблюдаем. При этом общие затраты государства на данную сферу исчисляются триллионами рублей, что заметно выше оборота частной медицины.
Единый медицинский портал - проект, изначально своим рынком избравший частную медицину. Это вполне естественное решение для стартапа, ведь основное его преимущество - это способность быстро принимать решения в условиях крайней неопределенности. А допустить "неопределенность" в крайне важной социальной бесплатной медицине вряд ли кто-либо позволит. Плюс жесткий консерватизм медицины в целом отбивает желание у стартапов работать с государственным сектором.
Однако, в марте месяце 2015 года, всего через 2 месяца после релиза 2.0 основного проекта, мы выкатили на суд публики раздел "Самозапись" и дали возможность всем желающим записываться и в государственные клиники. Сейчас прошло уже почти 4 месяца с момента запуска проекта и есть возможность делать аналитику и выводы.
Обо всем по-порядку.
1. Денег в схеме обеспечения записи на прием в ОМС действительно взять неоткуда для нашей бизнес-модели. По факту государство в рамках реализации национального проекта "Здоровье" обязало весь госсектор обеспечить возможность онлайн-записи и на техническую реализацию деньги потрачены немалые. Здесь все понятно - тендеры, программы, сервера, сети... Все то, что мы не делаем. Мы скорее маркетинговое решение и решение "онлайн-морды", интерфейса взаимодействия пользователя с созданными системами. Найти конкурс/тендер на "обеспечение удобной морды" пока нам не удалось.
2. Трафик по запросу "Самозапись в СПБ" тоже не самый благодатный. Сказать, что он прям таки самый удачный для увеличения показателей проекта нельзя. За довольно короткий срок нам удалось по ключевикам самозаписи выйти в ТОП10 выдачи и получать довольно много трафика. Но трафик, который не монетизируется в первый визит, повторюсь - не самоцель проекта.
3. Рекламная модель. Как правило, монетизировать трафик можно не только за счет самих пользователей, но еще и за счет тех, кому даешь доступ к этим пользователям. Одними словами - реклама. И здесь мы уперлись аж в два ограничения. Первое - наша принципиальная позиция - мы не продаем рекламу. Ну и второе - государство не очень хотело бы видеть рекламу на сервисах самозаписи.
4. Количество записей на прием. Наверное опять же не самый важный для нас показатель - нам никто не платит ни за одну из записей в госы. Но стоит отметить, что за 4 месяца существования проекта мы дошли до 60 записей в месяц, но это реально удвоение каждый месяц с момента запуска.
Мы думаем о пользователе в первую очередь.
И именно поэтому все выводы считаем подтверждением положительного результата запуска проекта. Почему? Да потому что получаем приятную и положительную обратную связь от самих пользователей. Одним из самых удачных и положительных сценариев, который в итоге сложился с запуском проекта самозаписи, связан с теми пользователями, которые работают в тоже время, что и поликлиники. Грубо говоря, работник небольшой юридической компании с 10-00 до 19-00 находится в своем офисе в 8 станциях метро от дома, где живет. Визит к врачу таким образом для него возможен только в нерабочее время поликлиники. Сама по себе государственная система записи равно как и поликлиника не могут ему предложить решение его проблемы, а у нас получилось.
В тот момент, когда пользователь самозаписи получает ответ, что в нужное ему время возможности пойти к участковому терапевту нет, наша система покажет ему какие есть варианты рядом в частных клиниках. И как оказалось, периодически цена приема в ожиданиях такого пользователя гораздо выше. То есть 800 рублей за прием, например, это вполне себе приемлемая цена, как оказалось, о чем ранее пациент системы ОМС даже не задумывался!
Конечно, сказать, что мы изначально закладывали именно такой сценарии будет неправильно. Скорее, мы по наитию заложили его основы при проектировании. Но как показывает опыт пользователей - это удачное решение.
Именно поэтому в ближайших планах - отшлифовать сценарии, сделать его еще удобнее, настроить аналитику для точных данных о таких пользователях и... подключить возможность записываться в поликлиники Москвы!
Оставайтесь с нами;)
Ваш Митрофанов.