История и эволюция емейл-маркетинга: занимательные факты
Как все начиналось
Емейл-маркетинг, в отличие от некоторых других каналов, например, пушей и мессенджеров, не взлетел в одночасье. Для обретения популярности ему потребовалось время. И тому есть причина: на момент создания первой емейл-рассылки персональные компьютеры были редкостью, а письма можно было отправить только пользователям локальной сети.
Первые ласточки
Символ @ придумал в 1971 году Рэй Томлинсон. Он же и отправил первое в мире электронное письмо, получателем которого указал себя. С тех пор 2 октября во всем мире считается Днем электронной почты.
К отцам-основателям емейл-маркетинга причисляет себя и Шива Айядурай. Он утверждает, что в возрасте 14 лет в 1978 году создал сеть для обмена сообщениями по электронной почте для Университета медицины и стоматологии Нью-Джерси. И назвал ее «Email». И если в то время электронные письма уже отправлялись, то термин «email» действительно был использован впервые.
Королева Великобритании Елизавета Вторая в 1976 году стала первым монархом, отправившим письмо по электронной почте.
Первым емейл-маркетологом можно назвать Гэри Тюрка — он в далеком 1978 году создал первую емейл-рассылку и отправил ее через сеть ARPANET на 400 пользователей этой сети для продвижения продукции своего работодателя — Digital Equipment Corporation. Результатам позавидовали бы даже современные емейл-маркетологи. Гэри Тюрк утверждает, что рассылка поспособствовала продажам продуктов DEC на сумму 13 миллионов долларов США. Так началась история заработка на емейл-маркетинге.
В 1992 году в письма стали добавлять не только текст, но и мультимедийные элементы: видео, картинки, аудиофайлы. Такая возможность появилась с внедрением MIME — многоцелевого расширения почты Интернета.
В этом же году появился редактор для создания писем WYSIWYG от CompuServe. В нем можно было использовать разные шрифты, цвета и смайлики.
Середина 90-х: рост числа почтовых сервисов
Создание первого почтового сервиса датируется 1993 годом.
Филип Халлам-Бейкер, эксперт по кибербезопасности в CERN, создал первый прототип почтовой программы. Но этот почтовик так и остался в тестовой версии, в массовое использование не попал.
Идея иметь доступ к своей электронной почте с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, нашла отклик в массах, и рынок предложил сразу несколько решений. В середине 90-х годов появились первые бесплатные сервисы электронной почты, в числе которых Hotmail и RocketMail, превратившийся впоследствии в Yahoo! Mail.
Спам: появление и определение
Большой проблемой для емейл-маркетологов и подписчиков является СПАМ — рассылки нежелательной почты.
Термин «SPAM» возник в 1937 году, и, конечно же, никакого отношения к емейл-маркетингу изначально не имел. Расшифровывался он просто — «Spiced ham», или в переводе — «острая ветчина», продукция фирмы Hormel Foods Corporation. Реклама этого бренда была очень навязчивой, что обыграла в своем ролике комик группа «Монти пайтон» в 1986 году. После этого термин «спам» стал синонимом навязчивой рекламы, и в 1998 году он вошел в Новый Оксфордский словарь вместе с несколькими другими интернет-терминами. Кстати, ветчину «SPAM» можно купить и в наши дни.
Разрешительный маркетинг Сета Година
В 1999 году Сет Годин поднял вопрос об этической стороне емейл-рассылок. Он утверждал, что маркетинг должен носить разрешительный характер (Permission Marketing), а значит, необходимо получить согласие от клиентов на получение писем. Коллеги по цеху не поддержали эту идею, и Сет Годин даже был исключен из Ассоциации прямого маркетинга. С тех пор ситуация кардинально изменилась, и разрешительный принцип маркетинга является золотым стандартом отрасли, а Годин занимает причитающееся ему место в Зале славы директ-маркетинга.
Законодательное регулирование отправки рассылок
В 2003 году в США был принят первый закон для борьбы со спамом известный под названием CAN-SPAM.
Примечательно, что этот закон появился аж через 32 года после изобретения электронной почты.
Позже законы, регламентирующие правила отправки рассылок, появились и на других континентах. Например, в Европе действует GDPR, в Бразилии — LGPD, свое законодательство по этому вопросу есть в РФ, и в Украине также уже подписан антиспам закон. Подробнее о сути этих законов и штрафах за их нарушение можно прочитать здесь.
Золотая эра электронной почты
Началом расцвета емейл-маркетинга как инструмента коммуникации с целевой аудиторией можно считать 2002 год.
- В 2002 был выпущен бизнес-смартфон BlackBerry 5810, владельцы таких гаджетов получили возможность работать в электронной почте.
- А в 2007 появился первый яблочный смартфон с опцией просмотра почты.
Электронная почта стала беспроводной, смартфон заменил пейджер, а для проверки входящих больше не нужнонаходиться непосредственно возле компьютера. Это событие стало квантовым скачком в развитии электронного маркетинга, повлекшим за собой всплеск интереса к емейл-каналу и соответствующие изменения в технологии верстки писем. В частности, появилась необходимость добавления адаптивности шаблонам для корректного отображения контента на устройствах разного типа: на десктопах и на мобильных.
Создавать такие письма для промо и триггерных рассылок можно в адаптивном редакторе eSputnik. Здесь можно почитать, как сверстать адаптивное письмо о брошенной корзине. В процессе создания письма можно увидеть, как будет выглядеть письмо на разных устройствах с помощью опции «Предпросмотр»:
Пренебрегать адаптивностью не стоит: по статистике HubSpot, около 80% получателей электронной почты читают письма на своих смартфонах.
Появление сервисов рассылок
На начало 2000-х пришлось и появление сервисов рассылок с тем функционалом, которым емейл-маркетологи пользуются и сейчас.
Так, в 2001 появился Mailchimp, который функционирует и по сей день, несмотря на большое количество сервисов-конкурентов.
Esputnik как сервис автоматизации рассылок
В нашей стране емейл-маркетинг стал популярным около 15 лет назад, но западные сервисы не всегда позволяли комфортно работать с рассылками, так как создавались они для функционирования в других условиях.
В 2012 году был создан eSputnik, чтобы восполнить этот пробел и удовлетворить требования рынка. С тех пор сервис постоянно развивается и меняется в лучшую сторону.
Основные вехи развития eSputnik:
- 2014 год — сервис email- и SMS-рассылок;
- 2016 год — сервис автоматизации маркетинга;
- 2017 год — сервис автоматизации маркетинга для B2C;
- 2019 год — омниканальная платформа автоматизации маркетинга;
- 2020 год — омниканальная платформа автоматизации маркетинга с товарными рекомендациями.
- 2021 год — платформа CDP
Секреты популярности email-маркетинга
Кроме широкого охвата аудитории, емейл-маркетинг обладает и другими весомыми преимуществами.
1. Малобюджетность
Цена за одно отправленное письмо от 0,001 usd. А для маленьких баз в некоторых сервисах есть даже бесплатные тарифы, так что иногда это даже канал с нулевым бюджетом.
2. Детальная аналитика
Мало того, что можно использовать любые данные, которые вы получили из заказов или с сайта, но и собирать полную активность в письме. При своей бюджетной стоимости этот канал дает самую обширную аналитику по кликам, открытиям, повторным заходам в письмо и т. п.
В нашем сервисе можно отслеживать аналитику по каждой рассылке в разрезе основных показателей, групп контактов, кликов, доставлемости по доменам.
Помимо этого можно следить за динамикой контактной базы в целом, отслеживать жизненный цикл контактов с помощью когортного анализа
а также активность в рассылках или частоту покупок с помощью RFM анализа:
Эти опции можно найти в разделе «Статистика» вашего аккаунта.
3. Максимальная персонализация и сегментация
В отличие от других каналов, емейл — канал максимально персонализированный. Письмо можно полностью подстраивать под клиента и каждый ваш подписчик будет получать только актуальную для себя информацию.
Также на основе полученных данных и анализа поведенческих факторов можно глубоко сегментировать базу клиентов и строить разные стратегии взаимодействия с каждым сегментом.
В сервисе eSputnik есть функционал «Продвинутая сегментация», с помощью которого можно отслеживать поведение посетителей на сайте, выяснять, какие товары их заинтересовали, и на основе этих данных строить максимально персонализированное общение с каждым конкретным клиентом: формировать рекомендационные блоки в промописьмах и триггерных рассылках именно с теми товарами, которые с наибольшей вероятностью будут куплены.
4. Автоматизация
Можно настроить автоматическую рассылку на год вперед и сосредоточиться не на создании и отправке писем, а на оценке результатов и улучшении процессов. Автоматизировать можно все основные этапы взаимодействия с лидами — от заполнения формы подпискидо постпродажной коммуникации, направленной на реактивацию и стимулирование повторных заказов.
5. Увеличение жизненного цикла клиента
Емейл-маркетинг нацелен именно на лояльные контакты. Плюс мы уже немало знаем информации о клиенте и можем вовремя его реактивировать, предложить скидку в нужный момент, поддерживать постоянное персонализированное общение.
Получение и анализ данных обо всей истории действий и транзакций покупателя помогает правильно оценить его предпочтения и на этой основе отправлять релевантные предложения через приоритетные для данного подписчика каналы. Например, маркетплейс Rozetka присылает подписчикам персональные скидки на просмотренные товары: подписчику, смотревшему посудомоечные машины, отправляется письмо с темой: «Отримайте 100 грн знижки на товар Посудомийна машина CANDY CDCP 6/E»
Взаимодействие с другими каналами
Все началось с появления емейл маркетинга, но история не стоит на месте. Email — это отличный инструмент в рамках омниканальной коммуникации, так как он дает больше всего информации о клиенте и позволяет эти данные использовать в других каналах. Например, человек указал при заказе номер телефона и емейл. Значит, с ним можно коммуницировать в письмах, СМС и мессенджерах. Сообщение, продублированное в разных каналах с большей вероятностью будет прочитано с десктопа в рабочее время и с мобильного по дороге домой, вечером или на выходных. Поэтому сообщение не останется без внимания получателя.
Как сделать письма привлекательными
И напоследок несколько советов по поводу того, как улучшить ваши письма.
Даже если подписчик не сидит круглосуточно у телефона, у него почти всегда при себе смартфон, где он сможет проверить электронную почту в любое время. Чтобы письма не раздражали, а радовали ваших подписчиков, они должны соответствовать нескольким критериям:
- быть адаптивными, о чем уже говорили выше;
- отличаться удобным и привлекательным дизайном, выполнять все требования accessibility — от корректного выравнивания текста до правильного расположения кнопок (так, текст стоит выравнивать по левому краю, это облегчает восприятие печатного контента для людей с дислексией, а кнопки призывы к действию лучше размещать ближе к правому краю письма, поскольку люди просматривают экран слева направо);
- корректно отображаться в темной теме;
- привлекать и развлекать, для чего стоит добавлять в письма легкую гиф-анимацию и AMP элементы.
Источник: eSputnik