Главное Авторские колонки Вакансии Образование
2 843 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

5 особенностей создания продукта в университетской среде силами студентов

Привет, меня зовут Карданов Инал и последние полтора года я работаю в команде Evendate. Проект изначально возник в университетской среде благодаря инициативе Google под названием Android Students Club. Первые версии и первый прототип был сделан только силами основателей, однако через полгода мы решили, что можем попытаться сотрудничать с университетом и студентами для ускорения развития. Ниже я поделюсь основными уроками, которые мы извлекли из этой работы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Вместо вступления

Подробнее о том, что такое evendate можно почитать тут:

https://evendate.ru/to-organization

или посмотреть видео:

Процесс определяет всё

Первое правило, которое мы усвоили, формулируется очень просто: всегда должен быть процесс. Особенности работы команды студентов это полное отсутствие рабочего графика, меняющееся расписание, быстрый рост и развитие команды. Нам очень сильно помогла внутренняя культура, абсолютная открытость в команде и SCRUM-методология, применяемая не только в разработке. Практически с самого начала мы построили процесс работы через спринты, постепенно выбрали их оптимальную длину для команды, учили оценивать задачи и обсуждать стратегию. Daily устраивать не удавалось, но в целом планирование и осознание работы команды как единого организма, некая внутренняя ответственность за свою сферу работ помогали очень сильно. Понимание того, что надо работать быстро пришло ко всем.

Кроме планирования и методологии разработки нам также сильно помогают инструменты вроде Google Drive, Slack, Trello, InVision, GitHub и договоренности, что, например, вся переписка только в Slack, а все задачи в Trello. В случае со студентами, у многих из которых особого опыта нет, инструменты приживались достаточно быстро и без проблем. По своему опыту могу сказать, что в других компаниях это часто превращается в я знаю %ProductName%, он удобнее, давайте на него перейдем. В нашем случае такого не было. Про инструменты и наш опыт организации процессов напишу еще отдельную статью.

Как итог, выстроенные процессы разработки продукта и коммуникаций помогают вовлекать людей и держать в тонусе.

Кстати, были забавные случаи, когда некоторые участники команды рассказывали своим преподавателям про процессы внутри команды, про SCRUM и организацию работы, а преподаватели даже не слышали о таких вещах.

Ресурсов мало, но они есть

Главная задача, которая есть в стартапе – проверка гипотез. Нужно отвечать на подобные вопросы: А нужен ли продукт? А правильно ли мы продаем себя? Что поможет повысить retention? И т.д. Проверять все гипотезы, которые есть, занятие не из легких. Необходимо много времени, ресурсов, рабочих рук. Откуда им взяться в команде стартапа, который состоит из нескольких основателей и кучки студентов и не привлекал инвестиции? К этой проблеме можно подойти с абсолютно противоположной точки зрения.

Студентов, которые хотят делать что-то классное и интересное достаточно много. Не знаю, как в других университетах, но в нашем просто нет других аналогичных проектов. Есть студенческий совет, который из себя представляет просто массу людей, которые что-то делают раз в год, и получить там реальные навыки кроме согнать побольше народа практически невозможно. В конечном итоге руки и горящие глаза найти становится достаточно просто. Другим важным плюсом является то, что можно получать гранты и стимулировать с помощью них.

Часто встречаю мнение, что в России высшее образование крайне консервативное и никак не стимулирует предпринимательство. С такой постановкой вопроса я согласен, но проблемы системы это одно, а конкретный кейс – другое. В нашем случае, университет абсолютно безвозмездно помогал всеми ресурсами, которыми располагает (другое дело, что располагает не большими). Дать актовый зал для снятия видео на пару часов – без проблем! Нужен кабинет – да пожалуйста! Найти в университете сторонников в руководстве можно всегда. Это поможет и связями, и другими вещами вроде поощрения участников проекта. Например, можно попытаться выбить для самых активных повышенные стипендии.

Все зависит в конечном итоге только от активности и желания, а ресурсы в университетах найти можно.

Цель – источник результатов

В любой компании наличие четких целей определяет прогресс. Кроме рутинных задач обязательно должны быть вызовы, которые мотивируют команду работать. Отсутствие четких целей с ограничениями по времени и конкретными показателями достижения хуже всего. Примером таких целей могут быть: четкий план по функционалу MVP, участие в конкурсе Первая высота с необходимостью сделать функционал и снять видео. По нашему опыту лучше всего работают цели, направленные не только внутрь команды. Сделать MVP к конкретной дате очень важно и нужно, но команде интереснее участвовать, например, в конкурсе. Главное, чтобы это не мешало тем самым процессам, с которых я начал. И конечно крайне важен и факт достижения целей. Не выиграли в конкурсе – мотивации стало сильно меньше. В этот момент сразу встает и перед основателями вопрос А нужен ли вообще такой проект кому-то?.

Успех направления зависит от лидера

В начале работы в команде было 4 человека (уже не студенты), каждый из которых имел опыт работы, хорошие навыки и компетенцию в одном из направлений: дизайн и брендинг, веб-разработка, android-разработка, организация мероприятий. По мере роста команды добавились люди, которые имели опыт в продажах и маркетинге. Организация работы и ответственность были на каждом из этих людей. С течением времени студенты, которые занимались контентом, постепенно переходили в работу над продуктом, в продажи и т.д., и в каждом направлении было минимум по 3 человека. Но далеко не все лидеры и сами участники направлений смогли адаптироваться и показывать результат. Итогом стало то, что с некоторыми руководителями пришлось расстаться, а главный вывод, который мы сделали – все зависит полностью от лидера. Это вполне себе очевидно и работает в обычных компаниях тоже, однако в случае с работой студентов и организаций part-time работы, зависимость становится стопроцентной. Терпеть тупого начальника можно, но только когда тебе платят.

Мелочи становятся важны

В нашей команде была традиция собираться каждую среду и обсуждать прошедшую неделю с поеданием пицц. В один момент пришлось это прекратить, т.к. не смогли согласовать удобное для всех время. Функции коммуникации перешли в онлайн или на время планирования спринта, но пицц больше не стало. Это очень сильно повлияло на работу. Оказалось, что еженедельный ритуал с пиццами почти так же важен, как открытость во всем. Первое время мы просто этого не замечали, однако со временем поняли какую большую ошибку совершили. И проблема была не только в том, что это вечно голодные студенты, но и в том, что хуже всего, когда чего-то привычного не стало. И снова, по нашим наблюдениям, в случае студентов чувствительность людей к таким переменам намного сильнее, чем в случае работы в обычных условиях.

Другим примером важной мелочи являются личные отношения. Есть укоренившееся мнение, что личные отношения только мешают работе. В нашем случае изначально было понятно, что в команде из молодых людей никак не избежать личных отношений (в том числе романтических). Первое время все относились настороженно к этому, однако с течением времени выяснилось, что в целом они могут даже помогать работе. Например, если дизайнер и frontend разработчик “на одной волне”, то результатом их совместного творчества вряд ли может быть что-то плохое.

Вместо заключения

За полтора года с нуля и таким же количеством внешних инвестиций (0 рублей) мы создали приложения для 3 платформ (Web, Android, iOS), проверили много гипотез, и, как нам кажется, узнали многое о рынке событий, продукте, организаторах, а еще о том, как делать продукт и собирать команду в университетской среде.

К сожалению, сейчас большинство проектов в университетах являются социальными, но никак не бизнес-ориентированными, но наш опыт показывает возможность создания бизнеса, начала продаж и работы с клиентами с помощью университетских ресурсов.

Ну и ответ на главный вопрос: ускорило ли это наше развитие? Однозначно да.

+5
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем