Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 040 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

5 факторов, которые необходимо учитывать в вашей мобильной стратегии

Добрый день, читатель! Меня зовут Карданов Инал, и я сооснователь сервиса Evendate.io. Нашему сервису уже практически 2 года, и я бы хотел поделиться опытом, чтобы вы не допускали ошибки, подобные нашим. Надеюсь, к концу чтения у вас возникнут сомнения относительно вашей стратегии на мобильных устройствах.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Хочется начать с того, что скорее всего вашему стартапу вообще не нужно мобильное приложение. На большинстве событий для стартапов и стартаперов можно встретить контентные проекты вроде новостных сайтов, афиш или интернет магазинов, которые говорят у нас есть приложения под iOS и Android, и чаще всего это очередная метрика тщеславия. Есть приложение, ну и что? Зачем вам это приложение? Чем оно вам поможет? Посмотрим объективно.

Фактор 1. Мобильные приложения не используют

По данным AppAnnie количество скачиваний приложений за 2016 год выросло на 15%, время, проведенное в приложениях на 25%.

В среднем пользователь в течение месяца использует до 30 приложений. Но за этой красивой цифрой скрывается и второй факт – 84% времени тратится на 5 приложений. Приложения эти разные в зависимости от категорий пользователя, однако можно предположить, что это чаще всего Facebook, Twitter, Google, Вконтакте, и т.д.

Скачать приложение для пользователя гораздо сложнее, чем просто зайти на сайт с мобильной версией, и стоимость скачивания приложения достаточно высока. Но и после скачивания большинство приложений удаляется после первого запуска.

Мнение сейчас мы сделаем мобильное приложение, и все будут использовать чаще всего ошибочно, не попадайте и в другую ловушку, что есть у всех, значит и нам надо - не факт, что надо.

В магазинах Apple и Google и без вашего уже миллионы приложений, почти все никому не интересные. Мало кто из пользователей просыпаясь по утрам думает Посмотрю ка я, что там нового в Google Play/App Store.

Фактор 2. Многое переходит в соц сети и мессенджеры

Вторая важная причина не делать мобильные приложения – широкое распространение ботов и приложений для социальных сетей в последнее время. В 90-е мы наблюдали процесс вытеснения десктопных приложений сайтами, сейчас мы наблюдаем следующую ступень эволюции – отдельные приложения вытесняются ботами. Как я уже сказал в первом пункте, пользовательские привычки связаны с небольшим количеством приложений, которые как раз являются мессенджерами и социальными сетями. Хорошо это или плохо, но факт остается фактом – привлечение аудитории на этих площадках в разы проще, чем привлечение через магазины приложений. Например, в США чат-боты используются более чем половиной американских пользователей в возрасте от 18 до 55.

Делайте чат-боты, делайте с учетом того, что они даже лучше подходят для мобильных устройств, чем приложения, т.к. обмен сообщениями лежит в основе мобильного опыта. Мы в evendate.io попробовали сделать своего бота Telegram для событий @evendateBot и получили отличный фидбэк по тому, как нам в дальнейшем улучшать продукт.

Фактор 3. НЕ нативные приложения работают хорошо

Все перечисленные выше аргументы можно свести к одному – вашему проекту нужно мобильное приложение, если он проходит Тест зубной щётки или вам необходимы низкоуровневые возможности операционных систем (AR, VR, сложные вычисления), в других случаях вы потратите много времени и сил, не получив практически никакой бизнес-пользы.

Если вы решили, что приложение вам все-таки необходимо, то следующим правильным шагом будет задуматься – а нужно ли вам нативное мобильное приложение? У нашей команды evendate.io есть опыт разработки как нативных, так и гибридных мобильных приложений. В свое время мы решили, что нам необходимы мобильные приложения ради одной важной для нашей платформы функции – push уведомлений. Приложение для Android мы с самого начала делали нативным, в то время как приложение для iOS было (и еще немного будет) на базе Phonegap.

Как известно, phonegap является веб-приложением (javascript + html + css), которое завернуто в оболочку из браузера без адресной строки и различных нативных плагинов. Плагины позволяют то, что нельзя в обычном браузере – работать с камерой, уведомлениями, батареей и т.д. Когда только появился phonegap (а он появился ни много ни мало в 2005 году, наибольшее распространение получил в 2012) приложения с его использованием были действительно очень медленными. Было невозможно этим пользоваться без крайней необходимости. В те времена (напомню больше 5 лет назад) и сайты на мобильных устройствах были медленными. С тех пор все сильно изменилось – устройства стали гораздо быстрее, браузеры еще шустрее, а на некоторых платформах (android с установленным chrome) даже появилась поддержка push-уведомлений для сайтов.

К сожалению, игры на phonegap делать не получится, т.к. все еще сильно проигрывает в плане производительности, но если говорить об обычных приложениях интернет-магазина или вашего агрегатора страховых компаний, то хорошо сделанное приложение на phonegap на среднем телефоне будет мало отличаться от нативного приложения.

Вынужденно начав разработку на phonegap, мы нашли такие фреймворки как Framework7 и Ionic. Эти инструменты и простота работы с ними позволили нам быстро (менее чем за месяц) сделать приложение и протестировать свои идеи, и только недавно мы решились на написание нативного iOS приложения, потому что поняли, что приложение действительно нужно.

Неожиданным бонусом оказалось то, что приложение с использование HTML + CSS + JS с небольшими доработками оказалось применимо в нашем случае и как мобильная версия, мы не делали адаптивность для веб версии, а немного поработав напильником превратили приложение в мобильный сайт.

Фактор 4. Часто хорошая мобильная версия лучше приложения

Как я уже написал выше, на некоторых платформах уже есть поддержка push-уведомлений в мобильном браузере и оффлайн кэш. Прогресс, который совершили мобильные браузеры за последние несколько лет сложно переоценить. Свой вклад внесло и улучшение характеристик устройств. Разработка мобильной версии позволяет использовать ваш сервис не только на популярных мобильных ОС, но также на некоторых кофеварках или холодильниках, и даже на windows phone. У мобильной версии есть еще одно неоспоримое преимущество: людям проще поделиться ссылкой, чем шарить неизвестный кусок информации из приложения.

В последнее время также стало стандартом де факто Accelerated Mobile Pages (AMP), который призван сделать работу с сайтами на мобильных устройствах максимально удобной и быстрой. AMP мешает некоторым, но правильное использование может сделать ваших пользователей немного счастливее.

Фактор 5. Разработку приложения можно сделать быстрее

Разрабатывать приложения на нативных технологиях всегда прекрасно – можно использовать наработки огромного числа людей, можно не ограничивать себя во всем, делать архитектуру, которая нравится и от которой разработчик будет счастлив. Но у такого варианта есть главный недостаток – время разработки сильно больше, чем при написании приложений с использованием уже обозначенного phonegap или React native, NativeScript, Xamarin, Ionic и т.д. Разработка нативного приложения для Android у нас заняла в 2 раза больше времени, чем разработка приложения на phonegap с сопоставимым функционалом. А ведь это приложение мы можем еще использовать на том же Android и Windows Phone. На своем опыте мы считаем, что такие решения, которые позволяют не погружаться полностью в экосистему разработки для конкретной мобильной операционной системы могут сильно помочь любому стартапу проверить свою гипотезу и в случае необходимости сделать pivot гораздо быстрее (полностью выкинуть и переписать такое приложение проще психологически). Конечно у этих фреймворков есть и существенный минус – bleeding edge технологии вроде ARKit, Android Auto или 3D Touch становятся доступны далеко не сразу после их появления. Например, во время нашей работы мы столкнулись с невозможностью добавить виджет в notification center и это было единственным ограничением, работа с уведомлениями, камерой и геолокацией не вызвала никаких проблем.

Выводы

Мобильная продуктовая стратегия важна для многих стартапов, ведь все больше людей вообще не пользуются десктопами. И конечно эта стратегия определяется спецификой проекта, компетенциями членов команды, финансированием, сроками и т.д. Но надеюсь, что наш опыт (местами негативный) поможет вам принять правильное решение. Если бы мы начинали делать наш продукт сейчас, то в первую очередь сделали бы только phonegap приложения и мобильную версию, без нативных, а также стали бы использовать все преимущества ботов с самого начала.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем