Монетизация маркетплейса
1. Комиссия с каждой продажи
Это самый популярный вариант. Им пользуются такие известные маркетплейсы как Ebay, Airbnb и др. Работает этот способ просто: маркетплейс получает комиссию с каждой совершенной сделки.
Есть три варианта реализации этого подхода:
- когда комиссию платит продавец
- когда когда комиссию платит покупатель
- когда платят оба
Почему такой способ монетизации выгоден?
Поставщик ничего не теряет, он платит маркетплейсу по факту. Соответственно, владельцу платформы гораздо легче привлечь продавцов. К тому же размер комиссии устанавливается индивидуально. Чаще всего он составляет от 5 до 15%.
Этот способ монетизации отлично использовать для маркетплейса, который продает товары средней стоимости.
Вариант не подойдет, если:
- вы продаете недвижимость, автомобили и другие дорогостоящие товары.
- ваш продукт имеет много конкурентов в своем сегменте (относится к самым часто встречающимся нишам маркетплейса: продажа б/у одежды, техники и тд)
2. Оплата за размещение товара или услуги
По такому принципу работает Avito. У сервиса есть лимит по количеству бесплатных объявлений, и, если вы хотите разместить больше, то придется платить.
Еще один пример — это сервис по поиску работы HeadHunter. Чтобы опубликовать вакансию на сайте, работодатель должен заплатить. Однако разметить свое резюме вы можете бесплатно.
Используя этот способ монетизации, у вас уже должна быть хорошая клиентская база. Поскольку продавцы хотят быть уверены в результате платного размещения.
3. Подписка
Еще один популярный вариант. Лучше всего он работает для тех маркетплейсов, которые предоставляют доступ к какой-то информации или услуге. Вспомним тот же HeadHunter, который мы приводили в пример выше. По подписке работодатель получает доступ к базе кандидатов.
В таком формате выгода есть для всех. Пользователь получает ваш товар/услугу/информацию. Продавец — постоянных и новых клиентов. Маркетплейс — деньги. Основная задача, если вы используете этот метод, сделать так, чтобы у пользователей была необходимость пользоваться сервисом постоянно. Яркий пример — сайт знакомств.
4. Оплата за контакт
По этому методу работает известный сервис для поиска исполнителей YouDo. Принцип такой: маркетплейс получает деньги за то, что дает контакт человека. На примере YouDo, заказчик размещает свою заявку (на выполнение какой-либо услуги), клиенты откликаются. За каждый отклик маркетплейс получает комиссию.
Способ неплохой, но основная сложность в том, чтобы удержать клиента. Вряд ли после того как заказчик и исполнитель получат контакты друг друга, они вернуться на площадку. Проконтролировать этот процесс сложно. Лучше подумать о том, какие еще варианты монетизации можно использовать
5. Дополнительные функции
Помимо базового функционала сервиса, потребитель может приобрести платные функции. Способ встречается у многих маркетплейсов. Например, «Юла». Вы можете бесплатно использовать площадку, но чтобы воспользоваться доставкой — нужно дополнительно заплатить
В чем может быть тут сложность? Необходимо убедить клиента в необходимости платной услуги. Она должна нести реальную пользу.
6. Продвижение объявлений
Маркетплейс получает прибыль за то, что выводит объявление на главную страницу. Пример: Avito. При желании вы можете заплатить и тогда ваше объявление попадет в топ.
Такой вариант монетизации лучше подойдет для устоявшихся маркетплейсов. Они уже имеют базу клиентов, а значит могут заказчику гарантировать какой никакой, но результат.
7. Реклама на самой площадке
Последний вариант — реклама на сервисе. Это могут быть баннеры, объявления и тд.
Данный способ монетизации используют почти все маркетплейсы. Он самый простой и очевидный. Но только на рекламе выйти на хорошую прибыль вряд ли получится, поэтому лучше всего совмещать этот вариант с каким-то другим.
Вывод
Выбирая способ монетизации, отталкивайтесь от специфики вашего маркетплейса. Также не забывайте о том, что можно одновременно использовать несколько способов.
Если вам нужна консультация специалистов — пишите нам и мы вместе подберем лучший для вас вариант!