Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 065 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Монетизация маркетплейса

Маркетплейс - это бизнес, который может (и должен) приносить прибыль. Доход сервиса напрямую зависит от того, какой способ монетизации вы выбрали. Для этого давайте вспомним какие вообще существуют варианты? Итак, как же может зарабатывать маркетплейс?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

1. Комиссия с каждой продажи

Это самый популярный вариант. Им пользуются такие известные маркетплейсы как Ebay, Airbnb и др. Работает этот способ просто: маркетплейс получает комиссию с каждой совершенной сделки.

Есть три варианта реализации этого подхода:

  1. когда комиссию платит продавец
  2. когда когда комиссию платит покупатель
  3. когда платят оба

Почему такой способ монетизации выгоден?

Поставщик ничего не теряет, он платит маркетплейсу по факту. Соответственно, владельцу платформы гораздо легче привлечь продавцов. К тому же размер комиссии устанавливается индивидуально. Чаще всего он составляет от 5 до 15%.

Этот способ монетизации отлично использовать для маркетплейса, который продает товары средней стоимости.

Вариант не подойдет, если:

  1. вы продаете недвижимость, автомобили и другие дорогостоящие товары.
  2. ваш продукт имеет много конкурентов в своем сегменте (относится к самым часто встречающимся нишам маркетплейса: продажа б/у одежды, техники и тд)

2. Оплата за размещение товара или услуги

По такому принципу работает Avito. У сервиса есть лимит по количеству бесплатных объявлений, и, если вы хотите разместить больше, то придется платить.

Еще один пример — это сервис по поиску работы HeadHunter. Чтобы опубликовать вакансию на сайте, работодатель должен заплатить. Однако разметить свое резюме вы можете бесплатно.

Используя этот способ монетизации, у вас уже должна быть хорошая клиентская база. Поскольку продавцы хотят быть уверены в результате платного размещения.

3. Подписка

Еще один популярный вариант. Лучше всего он работает для тех маркетплейсов, которые предоставляют доступ к какой-то информации или услуге. Вспомним тот же HeadHunter, который мы приводили в пример выше. По подписке работодатель получает доступ к базе кандидатов.

В таком формате выгода есть для всех. Пользователь получает ваш товар/услугу/информацию. Продавец — постоянных и новых клиентов. Маркетплейс — деньги. Основная задача, если вы используете этот метод, сделать так, чтобы у пользователей была необходимость пользоваться сервисом постоянно. Яркий пример — сайт знакомств.

4. Оплата за контакт

По этому методу работает известный сервис для поиска исполнителей YouDo. Принцип такой: маркетплейс получает деньги за то, что дает контакт человека. На примере YouDo, заказчик размещает свою заявку (на выполнение какой-либо услуги), клиенты откликаются. За каждый отклик маркетплейс получает комиссию.

Способ неплохой, но основная сложность в том, чтобы удержать клиента. Вряд ли после того как заказчик и исполнитель получат контакты друг друга, они вернуться на площадку. Проконтролировать этот процесс сложно. Лучше подумать о том, какие еще варианты монетизации можно использовать

5. Дополнительные функции

Помимо базового функционала сервиса, потребитель может приобрести платные функции. Способ встречается у многих маркетплейсов. Например, «Юла». Вы можете бесплатно использовать площадку, но чтобы воспользоваться доставкой — нужно дополнительно заплатить

В чем может быть тут сложность? Необходимо убедить клиента в необходимости платной услуги. Она должна нести реальную пользу.

6. Продвижение объявлений

Маркетплейс получает прибыль за то, что выводит объявление на главную страницу. Пример: Avito. При желании вы можете заплатить и тогда ваше объявление попадет в топ.

Такой вариант монетизации лучше подойдет для устоявшихся маркетплейсов. Они уже имеют базу клиентов, а значит могут заказчику гарантировать какой никакой, но результат.

7. Реклама на самой площадке

Последний вариант — реклама на сервисе. Это могут быть баннеры, объявления и тд.

Данный способ монетизации используют почти все маркетплейсы. Он самый простой и очевидный. Но только на рекламе выйти на хорошую прибыль вряд ли получится, поэтому лучше всего совмещать этот вариант с каким-то другим.

Вывод

Выбирая способ монетизации, отталкивайтесь от специфики вашего маркетплейса. Также не забывайте о том, что можно одновременно использовать несколько способов.

Если вам нужна консультация специалистов — пишите нам и мы вместе подберем лучший для вас вариант!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем