Главное Авторские колонки Вакансии Образование
9 306 5 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Онлайн-образование. История, текущее положение дел. MOOC-платформы

Получить диплом топового ВУЗа не выходя из дома? Ещё 10 лет назад это казалось нереальным. Как MOOC-платформы изменили сферу онлайн-образования, мы расскажем в нашей статье.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

За последние несколько десятилетий интернет совершил настоящие революции во многих профессиональных сферах. СМИ, медиа, коммуникации, службы доставки - список можно продолжать долго. Все эти области сильно трансформировались за последние 50 лет. Развитие технологий добавило инструменты, которые значительно ускорили темпы работ и улучшили их качество. Но есть одна отрасль, активно сопротивляющаяся технологическому прогрессу - это образование. Долгое время в данной сфере не происходило никаких изменений. Однако, многие понимали, что и в ней будет совершён прорыв. Так и случилось - в 2001 году Массачусетский технический университет решил изменить текущую ситуацию и начал выкладывать свои курсы в сети в открытом доступе. Эта инициатива вскоре была подхвачена ведущими вузами мира, людям приоткрыли доступ к элитному образованию. По использованию интернет-технологий и по предоставленному интерактиву, онлайн-образование тех дней сильно отличалось от нынешнего. Но, тем не менее, именно тогда были посеяны семена революции в сфере онлайн-образования и начали зарождаться первые предпосылки к созданию MOOC платформ. Что это за слово: “MOOC”? Попробуем разобраться!

MOOC – massive open online courses (массовые открытые онлайн-курсы). По своей сути, это адаптация академического материала к особенностям дистанционного обучения. С помощью использования программного обеспечения, MOOC платформы добавляют интерактивность в онлайн обучение. Теперь у пользователя есть возможность просматривать лекции, писать проверочные работы, общаться с одногруппниками и преподавателями, не выходя из дома. Сам термин “ MOOC ” появился в 2008 году. В то время это была чисто академическая тема, о которой знали немногие. А на рубеже 2011-2012 годов случился прорыв, когда сразу начали появляться многочисленные проекты в данном формате. Все пошло, как считается, из Стэнфордского университета, где задумали курс по искусственному интеллекту, и на него записалось около 160 тыс. человек. И после этого МООКи стали стремительно развиваться.

Давайте попробуем копнуть глубже и разобраться во всех плюсах и минусах онлайн-образования. Взглянем на современную модель классического высшего образования. После окончания школы, перед 17-18 летним абитуриентом встаёт выбор, который зачастую определяет его профессиональное будущее. Не самый простой выбор для человека, который только что окончил школу и не имеет за спиной совершенно никакого опыта. Проведя минимальный анализ высших учебных заведений нашей страны, а в большинстве случаев просто ткнув пальцем в небо, мы выбираем ВУЗ, в котором проведём ближайшие 4-6 лет. Так себе перспектива… Если ещё учесть тот факт, что учебные планы там меняются раз в 10 лет, и всё обучение проходит по стандартной схеме: семестр сидишь, слушаешь лекции, а во время сессии зубришь сутками и сдаёшь экзамены. Ничего особо не меняется уже много-много лет. Кто-то скажет, что ничего менять и не надо,наша система образования всегда была самой сильной! Но мир меняется, рынок трудоустройства вместе с ним и необходимо адаптироваться под этот процесс.

МООК платформы вряд ли вытеснят классическую систему образования, но они могут стать хорошим помощником в решении многих проблем:

- Время.

Как уже упоминалось ранее, классическое обучение длится долго: от 4 до 6 лет. Программа формируется вузом, курсы продолжительны по времени, мы получаем стандартный диплом. В MOOC все по-другому: короткие курсы, которые пользователь выбирает сам.

- Цена.

В большинстве своём, высшее профессиональное образование в мире платное, и суммы в этой сфере немаленькие. Рейтинговое агентство Эксперт РА оценило в 2014 году вузы с самой высокой стоимостью платного образования: “Средняя стоимость обучения составила от 213 тыс. до 344,5 тыс. рублей. Впереди — Высшая школа экономики, МГИМО, МГУ (более 300 тыс.). Затем МИРБИС, университет Горный, ВАВТ Минэкономразвития, РЭУ им. Плеханова, МГЮА и РАНХиГС (от 213,5 тыс. до 286,7 тыс.).”

По стоимости образования, Россия ещё считается бюджетным вариантом. МООКи, в свою очередь, предлагают суммы в несколько десятков раз меньше.

- Ведение статистики

В отличие от оффлайн-образования, у онлайн-образования есть значительный плюс: его можно измерить. MOOC-платформы собирают данные о поведении и успехах студентов. Их анализ приводит нас к лучшему пониманию того, как люди учатся. Вероятно, в будущем, мы будем наблюдать процесс улучшения качества онлайн-образования аналогично тому, как наблюдали процесс улучшения качества поиска в интернете последние 15 лет.

- Рынок труда беспрерывно меняется

Lifelong learning - термин, который становится всё более актуальным в наше время. Вчера были одни знания и навыки, завтра совершенно другие. Чем функциональней специалист, тем он востребованней. МООКи позволяют постоянно совершенствовать свою квалификацию и получать знания в других сферах.

- Разные вузы.

В каждом заведении своя культура преподавания, свои звездные преподаватели, и взять все самое лучшее из разных вузов,при классическом обучении, нереально. С МООКами можно это сделать - составить коктейль на свой вкус, причём среди ВУЗов всего мира!

На мой взгляд, плюсы на лицо, но ложка дёгтя всё же присутствует. Народ пока не доверяет сертификатам онлайн-курсов. Необходимо выдвигать онлайн-образование на государственный уровень, чтобы решить эту проблему. Помимо психологического фактора, есть и другие. Онлайн обмануть легче, чем оффлайн. Нельзя быть до конца уверенным, что именно этот человек прошёл все курсы и прошёл их честно, без списываний. Контролировать сложно, но и с этими проблемами стараются бороться. Некоторые системы пытаются учитывать манеру набора текста на клавиатуре – это считается индивидуальной характеристикой пользователя, практически как почерк. Суть в том, что направление МООКов ещё очень молодо, и недоработок пока много, но специалисты уверены, что если активно развивать эту отрасль, мы получим отличные результаты. Если у вас возникло желание опробовать онлайн-образование, то вы можете начать с одного из 3-ёх гигантов индустрии:

1. Coursera

Самая крупная платформа по числу курсов (543) и зарегистрированных студентов (5 591 000). Имеет дело только с топовыми вузами США и мира. В России действует, в том числе через Цифровой Октябрь. Активно использует технологию взаимного оценивания однокурсниками (peer-assessment system). Суть технологии заключается в том, что после окончательной отправки финальной работы, скажем, эссе, студенту предлагается, по конкретному алгоритму, анонимно оценить несколько работ своих товарищей, а также свою собственную работу. Финальный балл определяется как средняя величина от всех оценок.

2. EdX

Быстрорастущий двойник Coursera. Сохраняет прошедшие курсы доступными в виде архивов и не упирает на систему взаимного оценивания одногруппниками. ЕdX поощряет развитие локальных образовательных платформ, держа свое программное обеспечение в свободном доступе.

3. Udacity

Узкая тематика курсов - фокус на IT-индустрию. Платформа делает акцент на подготовку востребованных специалистов-практиков: платные слушатели работают над собственными проектами под руководством персональных менторов. Большинство курсов ведут представители топовых американских компаний, а не университетские преподаватели. Эйчары компаний-партнеров Юдасити имеют доступ к открытым профилям слушателей курсов. В настоящее время Юдасити разрабатывает дистанционные магистратуры. В январе 2014 на базе этой МООК-платформы при содействии Georgia Tech и AT&T стартует первая магистерская программа — Massive Online Master of Science in Computer Science. Стоимость участия — 6600 долларов.

Также на сайте https://www.class-central.com/ можно найти единое онлайн-расписание для большинства МООков (не только 3-ёх вышеперечисленных) и анонсы новых курсов.

Мысли в слух

На данных картинках изображены компании на рынке онлайн-образования в мире (преимущественно в Америке) и в России соответственно. Поскольку направление молодое, и до России новые тенденции, как правило, доходят с существенным временным лагом, нетрудно понять, что, в ближайшее время, отрасль онлайн-образование будет очень активно развиваться в нашей стране. Перспективы этого направления сподвигли нас приступить к созданию своей образовательной платформы. Что из этого выйдет - будет описываться в следующих постах. Спасибо за внимание, друзья, и помните: ученье - свет!

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем