Главное Свежее Вакансии   Проекты
arrow-right Created with Sketch. Воликова Юлия 351 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Почему в России не становится больше предпринимателей и при чем тут маркетинговая безграмотность

К 2025 году правительство хочет довести вклад малого и среднего бизнеса в ВВП до 32,5%. Сейчас его доля составляет 21,6%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 50%. Но количество МСБ почти не растет.

Я больше 15 лет занимаюсь маркетингом: помогаю компаниям развиваться на рынках России, СНГ и Европы. И знаю, что у нас в стране нет недостатка в хороших молодых проектах и сильных командах. Но цифры говорят о том, что растет только число микропредприятий с годовым доходом до 120 млн руб., и то незначительно — на 0,3%. А малые и средние компании закрываются — их количество сокращается на 6–7% в год.

У меня было предположение, что такие показатели в меньшей степени связаны с продуктами и в большей с маркетингом. Мы решили проверить эту гипотезу и провели исследование, в основу которого легли глубинные интервью с 700 предпринимателями из 30 регионов России о специфике бизнеса, проблемах и их возможных решениях.


  • О маркетинге не знают

В качестве основной проблемы малого и среднего бизнеса в России 40% опрошенных указали слабую конкурентоспособность, 30% отметили отсутствие грамотного маркетинга. На самом деле, это взаимосвязанные понятия. Когда в компании проседает маркетинг, никто не знает, как сформировать конкурентное преимущество, правильно упаковать продукт на его основании, выделиться на рынке и обойти конкурентов. В результате все всё делают одинаково — это так называемый алый океан конкуренции.

Большинство опрошенных считает, что причина проблем с маркетингом — постсоветское прошлое. И действительно, маркетинг как дисциплина появился у нас только в 2000-х годах. Отсутствие опыта компенсировалось обучением на теории. Как следствие, рынок получил предпринимателей с несформированным стратегическим мышлением и некомпетентных маркетологов. 90% опрошенных до сих пор уверены, что маркетинг — это реклама, а маркетологи просто «сливают» бюджеты.



  • Маркетинг дорого стоит

Большинство российских предпринимателей не могут позволить себе нанять сильных специалистов. 85% опрошенных довольствуются начинающими или узкими специалистами — но у них нет средств на директора по маркетингу. По нынешним расценкам он обойдется компании от 80 тыс. руб. в регионах и от 200 тыс. руб. в Москве. Но результаты исследования говорят о том, что предприниматели из регионов готовы платить маркетологам всего 20–30 тыс руб., а из Москвы — 70–80 тыс. руб.

С маркетологами в штате или на аутсорсе работают 62% опрошенных, а 35% не могут найти подходящего специалиста 2–3 года и уже оставили попытки.

Но готовность компаний к работе с опытными маркетологами не всегда обусловлена только бюджетом — дело еще и в организации бизнес-процессов в целом. К примеру, самозанятые все делают сами и не готовы делегировать задачи. Они больше концентрируются на продукте, чем на продвижении, и только мечтают, чтобы продукт продавался. Они ищут «волшебную таблетку» во всех решениях, предложенных на рынке. Они состоят в клубах и пытаются учиться, но, как правило, ничего не внедряют и грязнут в текучке.

Активно вовлеченные собственники с микрокомандами до 10–15 человек готовы что-то делегировать, а что-то хотят делать сами — поэтому много учатся маркетингу. Но часто им все равно не хватает компетенций, чтобы нанять грамотного специалиста и поставить ему задачи, — из-за чего они допускают ошибки и теряют деньги на недобросовестных подрядчиках.

Команды большего размера готовы нанимать и платить внешним подрядчикам и активно ищут руки — однако не всегда могут предложить грамотным специалистам достойное вознаграждение и интересные задачи.



  • Маркетинг не окупается

Исследование показало, что предприниматели все еще очень консервативны в вопросах продвижения и продаж. Всего 22% следят за новинками в сфере интернет-продвижения. Только 7% предпринимателей находятся на острие новых технологий и инструментов — обычно это выходцы из корпораций, открывшие свои компании.

Большинство из них не понимают систему маркетинга, взаимосвязь между продуктом, ценой, рынком, каналами продвижения и результатом. Они не видят, как маркетинг может влиять на прибыль, и уж точно не ставят соответствующих задач. В результате затраты на маркетинг не окупаются у 46% аудитории. Также не хватает управляемого и системного привлечения клиентов: большая их часть приходит по «сарафану».



  • Маркетингу нужно учиться

В решении проблемы маркетинговой грамотности я вижу залог роста МСБ и конкурентоспособности страны на глобальном рынке. Прорабатывать эту проблему нужно с обеих сторон: и маркетологам, и предпринимателям. Когда этот тандем станет эффективнее, руки маркетологов освободятся и они станут лучше управлять бюджетами и результатом.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем