Сторителлинг: как правильно написать историю, 4 простых приема с примерами
Что такое сторителлинг
Автор книги «Сториномика» Роберт Макки говорит: основа любого захватывающего рассказа укладывается в три слова «конфликт меняет жизнь». Ряд действий и событий развиваются из-за конфликта и приводят к значительным изменениям в жизни героя.
Сторителлинг — это искусство рассказывать истории.
Сейчас сторителлинг — важный инструмент контент-маркетинга. Он помогает выделиться, увеличить продажи и создать крепкие связи с клиентами. Подход Дэвида Армстронга «Managing by Storying Around» (Управление посредством рассказывания историй) показывает, как этот принцип можно использовать для достижения бизнес-целей.
Многие компании используют метод сторителлинга не задумываясь, особенно в разделе «о компании» на сайтах. Это возможность поделиться информацией о бренде и вызвать эмоциональный отклик у читателей. Так создаются доверительные отношения с аудиторией.
Сторителлинг — мощный инструмент коммуникации, который может менять жизни и двигать вперед бизнес.
Структура сторителлинга
Главные правила сторителлинга
Соблюдайте рекомендации, которые сделают истории мощными и запоминающимися:
- Определитесь, кому вы рассказываете. Детям, взрослым, профессионалам? Разные группы людей по-разному воспринимают информацию. Поймите их интересы и нужды.
- Поставьте четкую цель. Перед тем, как начать рассказ, определитесь, какую мысль вы хотите донести.
- Создайте героев, которым можно сопереживать. Хорошая история всегда крутится вокруг интересных персонажей.
- Правило конфликта. В хорошем сторителлинге есть конфликт или проблема, которую нужно решить. Это держит аудиторию в напряжении и заставляет следить за развитием событий.
- Поддерживайте структуру. Хороший сценарий имеет начало, середину и конец.
- Вдохновляйте эмоциями. Рассказ, вызывающий эмоции, не забывается.
- Использование деталей. Несколько хорошо подобранных деталей могут сделать историю яркой и живой.
Элементы сторителлинга
Что делает текст интересным? Рассмотрим ключевые компоненты:
- Герои — персонажи, главные действующие лица, за которых болеют зрители или читатели.
- Цель, которой хочет достичь герой. Это может быть спасение мира, победа в соревновании или борьба с алгоритмами YouTube.
- Конфликт — препятствия на пути к цели. Конфликты заставляют действовать, преодолевать трудности и развиваться. Без конфликта будет скучно.
- Сюжет — последовательность событий. Герои сталкиваются с конфликтами. Сюжет показывает, как вы пытаетесь достичь целей.
- Сеттинг — временные и местные рамки: реальный мир, вымышленная вселенная, прошлое, настоящее/будущее.
- Тема — основной посыл, который автор хочет передать читателям. Тема связывает все части истории и придает глубину.
- Повороты сюжета — неожиданные изменения в сюжете, меняющие направление повествования. Заставляют зрителей или читателей быть в напряжении и интересоваться тем, что будет дальше.
- Завязка — начало истории. Представлены главные герои, их мир и начальные условия сюжета.
- Развитие — середина. Разворачивается действие, присутствуют конфликты и сложности.
- Кульминация — момент наивысшего напряжения в сюжете, главное событие, к которому всё стремилось.
- Развязка — конец. Разрешаются все конфликты, и история приходит к логическому завершению.
У меня есть чек-лист по редактуре, который поможет написать интересный текст. Скачать его можно здесь.
Рабочие приемы сторителлинга
Они помогут сделать рассказ не просто интересным, но заставят слушателей проживать эмоции.
Гипотезы, которые не оправдались
Преграды и сложности
Столкновение с ограничениями
Ошибки на пути к успеху
Что у этих ситуаций общего? В них есть драма и неожиданность, вызывающие интерес. Эти истории захватывают, потому что мы видим реальные проблемы, непредсказуемость событий и пытаемся угадать исход. Все это делает рассказы интересными для аудитории.
Методы хорошего сторителлинга
Застройщик обратился в агентство, чтобы помочь продать квартиры в только что построенном доме. Недостаточно сказать: было трудно, но мы справились и заказчик остался доволен. Нужно подробно рассказать, что именно делали, чтобы справиться с задачей. В итоге показываем успехи с помощью графиков и подводим итоги с цифрами и фактами.
Семья из трех человек хотела сделать ремонт и обратилась в компанию, чтобы создать идеальный дизайн. Выяснилось, что стены в их квартире кривые, и создание дизайна мечты не получилось. Когда начали выравнивать стены, произошел потоп от соседей сверху. Но в итоге задачу решили. Покажем фото до, во время и после работ. В результате семья счастлива в обновленном доме. Вывод: лучше заказывайте проект у тех, кто сможет его воплотить в жизнь.
Ошибки сторителлинга — как не надо писать
История может быть увлекательной, как крутой фильм, или скучной, как лекция по теории чисел для тех, кто не разбирается в математике. Чтобы ваша история была на стороне «крутого фильма» избегайте следующих моментов:
Нет кульминации
Слишком много деталей
Нет личного эмоционального вовлечения
Слабые начало и конец
Избегать конфликтов
Как правильно написать историю
Написать историю, которая западет в душу читателю, можно с помощью этой техники:
Медийный заголовок и лид
Заголовок и начало текста создают первое впечатление о статье. Заголовок должен пробивать слепоту, заинтриговать, заставить захотеть узнать больш. А лид (первый абзац) подхватывает интерес и слегка раскрывает тему, чтобы читатель решил остаться и прочитать всё.
Сильная фактура
Фактура — это цифры, факты, подробности. Как собирать фактуру:
- Определите, кто работал над проектом и будет участвовать в сборе фактуры;
- Создайте дневник проекта;
- Создайте бриф.
Скачать шаблон дневника по сбору фактуры
Очевидная структура
Очевидная структура текста — как чётко проложенный маршрут. Легко понять, куда идти, потому что каждый раздел или абзац сигнализирует о новом шаге в пути по тексту. Такая структура делает чтение проще и интереснее, а информацию — понятнее:
Легко читаемые графики
Графики в тексте помогают понять сложные идеи легко и быстро. Если график сложный или запутанный, читатель не захочет в нем разбираться. Это как когда в руки дают карту сокровищ, но начальной точки и точки Х в ней нет — непонятно, что с ней делать. Легко читаемые графики делают информацию ясной и доступной.
Конфликт
Чтобы правильно определить конфликт, задайте вопросы:
- Кто заказчик? Что за компания?
- Как все работало раньше?
- Что не устраивало?
- Есть ли что-то необычное в задаче?
- Есть ли ограничения — деньги, время, персонал, законы?
- Какие трудности ожидали? Какие случились?
Редактура
Редактура — это часть процесса создания вовлекающего текста.
Прочитайте мою статью о редактуре, чтобы детально в ней разобраться.