Приключение в один клик: как создавался агрегатор активных туров
Кто мы и что задумали
Если коротко и в лоб, Extrimtour — это интернет сервис-агрегатор активных и экстремальных туров, с отзывиком, пользовательскими рейтингами и функцией on-line бронирования.
Идея может показаться не слишком оригинальной, возможно от того что так оно и есть. Проекты агрегаторов по популярности у стартаперов уступают разве что соц. сетям. Туристские агрегаторы — тема еще более заезженная. 50% платежей в интернете приходится на туристический сектор — рынок перегрет!
Но попробуйте-ка прямо сейчас выбрать и забронировать треккинг по Уралу, сплав по горной реке или восхождение на Эльбрус.
Любимую руку даю на отсечение, лучшее чего вы добьётесь от поисковика, по запросу треккинг по Уралу, или восхождение на Эльбрус — пару шаблонных нефункциональных сайта, предлагающих услуги одной единственной команды, а иногда и одного гида (инструктора). Что бы найти стоящее предложение с разумным соотношением цены к качеству, да еще и на удобную вам дату, придётся перерыть половину интернета. Как вам перспектива провести выходные (а может и не одни), добывая информацию, анализируя скупые отзывы с сомнительной достоверностью, сравнивая цены и организаторов? Остужает получше страшилок, вроде Вертикальный предел и Эверест, правда?
А стоит ли овчинка выделки
Если вы дочитали до этого места, у вас вероятно возникли закономерные вопросы:
- Почему ниша до сих пор не освоена?
- Возможно дело в рентабельности?
- Есть ли вообще спрос?
Отвечу в обратном порядке, на примере наиболее узкой и изученной мной ниши- восхождения на Эльбрус.
Итак:
- По итогам высокого сезона 2016 года, в составе коммерческих групп, попытку восхождения предприняло более 4000 человек. За тот же период 2015 эта цифра едва перевалила за 3000, а еще годом ранее, людей оплативших услуги гидов было почти вдвое меньше. При этом выросло количество иностранных туристов (особенно из Китая, Франции и Германии). А в свете последних событий есть основания рассчитывать на дальнейший рост внутреннего и въездного туризма в России.
- Средний чек составляет 35 000р.
- Почему же ниша до сих пор не освоена? Я пришел к следующему выводу: дело в том что основная масса туроператоров в сфере активного и экстремального туризма представлена мелкими предпринимателями. Зачастую ведущими учет бронирования и наполняемости групп по старинке — ручкой в амбарной книге. Интегрировать их в таком виде в структуру с налаженными бизнес-процессами не представляется возможным. В то же время, для агрегаторов ориентированных на пляжный отдых, бронирование авиа билетов и гостиничных номеров, поиск решения проблемы скорее всего окажется не рентабельным.
В чём наш интерес
Как не прискорбно, движет мной отнюдь не здоровый альтруизм, а чёрная жажда (наживы) опыта.
Так откуда же я планирую извлекать прибыль?
А планирую я применив транзакционную (комиссионную) модель монетизации собирать с организаторов маржу, в размере 15-20% от розничной стоимости тура.
А сколько это в рублях?
Для примера возьмём всё те же восхождения на Эльбрус.
При условии освоения 20% рынка и применив для расчетов данные 2016 года, предполагаемый годовой доход может составить 5 600 000 рубликов.
Вероятно для крупных турагрегаторов, как и для бизнес-акселераторов, а возможно и для большинства читающих этот пост, суммы такого порядка не вызывают особой заинтересованности. Для меня же это вполне весомый аргумент, в пользу того чтобы оторвать задницу от дивана.
Но это в теории, а что на практике...
Что сделано и что предстоит сделать
Не буду долго и слёзно гундеть о стандартных ошибках новичков, вроде визиток, открытия ИП и попыток заморочиться с дизайном логотипа. Скажу только что умудрился собрать большую часть этих шишек.
В сухом остатке имеем:
MVP — запущенный в тестовом режиме сайт.
На данный момент функционал сайта позволяет просматривать туры и бронировать понравившиеся, без возможности оплаты на сайте. К сайту привязаны блог и группа VK, точнее их зачатки.
Для тестирования сервиса привлечены 4 компании-организатора outdoor туров. Одна из них — крупнейшая в России. Есть даже несколько продаж. Проведённых правда в полуручном режиме.
В ближайших планах провести полноценное тестирование MVP и рынка в условиях максимально приближенных к боевым.
В более отдалённой перспективе, необходимо сменить модель монетизации с используемой сейчас подписной, на комиссионную. Ну и само-собой — развивать комьюнити и привлекать новых организаторов туров.
Вроде пока всё.
Буду рад любой критике и обратной связи