Главное Авторские колонки Вакансии Образование
358 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Улучшаем рабочие столы (дашборды) в личных кабинетах

В статье рассмотрим на примере наших решений переход от старого подхода к новому в плане создания рабочего стола для пользователя в личном кабинете.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Введение

В статье рассмотрим на примере наших решений переход от старого подхода к новому в плане создания рабочего стола для пользователя в личном кабинете. Все дашборды в наших решениях (Service, CRM, Auction и т.д.) были сделаны на основе стандартного компонента Дашборд. Теперь мы постепенно все дашборды переделаем на новый лад, и в этой статье мы рассмотрим недостатки старого подхода и в чем плюсы нового способа создания дашбордов.

Как мы делали рабочий стол пользователя системы ранее

У нас есть компонент Дашборд, позволяющий вывести 4 неких показателя, у каждого может быть своя ссылка, иконка, подсказка. Под дашбордом могут располагаться панели, в которых выводятся таблицы, графики и т.д.

Так выглядит компонент Дашборд в базовом варианте:

Стандартный образ мышления для вывода подобного дашборда: мне здесь надо вывести какие-то 4 показателя, а под ним какие-то таблицы (т.е. как бы правильно подготовить данные для вывода. Как заполнить анкету).

Что не так с рабочим столом?

Фокус смещается с потребностей пользователя на то, чтобы просто заполнить нужным образом вывод, что неправильно.

В данном случае мы вообще мало думаем о задачах и потребностях реального пользователя, а больше заняты тем, как бы за нам заполнить недостающие поля, какие иконки вывести у показателей и т.д.

Если нам в реальности нужно 3 показателя, а не 4, то приходится добавлять какой-то несущественный 4 показатель. Это неправильно. Нужно идти от реальной потребности, а не от формы (конечно, при прочих равных, особенно, если новый способ никак не усложняет реализацию).

Новый подход к созданию рабочего стола для пользователя

Необходимо во главу угла ставить типовые Потребности пользователя и его Сценарии взаимодействия с системой.

В целом, практически любой сценарий взаимодействия с сайтом может начинаться с Рабочего стола.

Пример дашборда Исполнителя на решении Falcon Auction:

Что должно быть на дашборде:

  1. Только актуальное и ключевое, а также ссылка на детали. Не нужно выводить Заказы, Проекты в статусе Закрыто.
  2. Дашборд — это часть навигации на ключевые разделы. Каждая часть дашборда может давать ссылку на связанный раздел. Дашборд по сути будет играть роль расширенного меню, где вместо названия пункта меню выводится более детальная информация (таблица).
  3. Ключевые показатели. Должна быть максимальная гибкость с получением этих данных. Они могут вычисляться не только на основе данных в базе, но и по API, на основе файловой системы и т.д. (в старом варианте дашборда показатель выводился только на основе SQL запроса). Пример нетипичного показателя на практике — размер папки /uploads, где хранится файловый контент сайта.
  4. Управляющие действия, запускающие основные бизнес-процессы. Что обычно делает Пользователь в личном кабинете?

Рабочий стол должен быть гибким. Его структура не должна жестко ограничиваться возможностями компонента:

  1. Данные могут выводиться по API.
  2. Какие-то отчеты могут не выводиться в определенных ситуациях
  3. Должна быть возможность вложить любое управляющее действие на дашборд.
  4. Главное — дашборд должен иметь возможность в будущем развиваться (новые узкие отчеты, новые процессы, новые идеи для контроля данных и т.д.)

Рабочий стол должен быть действительно хабом, центральным местом для пользователя — отсюда он должен всегда начинать работу в личном кабинете. Формат вывода данных на рабочем — таблица, диаграммы или произвольная разметка (в нашем случае это форма на чтение).

Настройка рабочего стола пользователя. Технические нюансы

Очень непросто отказываться от своего компонента, но практика показывает, что связка простая Bootstrap разметка и Таблицы, Формы работает гораздо гибче и проще в плане управления/развития рабочего стола.

Примечание: Компонент Таблица может выводить не только таблицу, но и данные в других форматах (графики, канбан, календарь и т.д.). Форма — может выводить как реальную форму, так и просто некую разметку, генерируемую на основе данных из БД.

Важное о дашбордах в техническом плане:

Дашборд должен грузиться относительно быстро (т.к. часто запрашиваемая страница). Старайтесь минимизировать обращения к очень большим таблицам с дашборда (если используете, то обязательно убедитесь, что запрос с большой таблицей с первого раза работает быстро).

Лучше делать отдельные версии таблиц, форм под дашборд, а не пытаться универсально задействовать существующие таблицы (просто можно копировать их через инструменты платформы). Пример: в Auction у Исполнителя выводится таблица Проекты и на дашборде идет ее краткая версия. Я использую суффикс Short для кодов таблиц (т.е. сразу понятно, что это краткая версия такой-то таблицы для дашборда).

Подобный подход позволит вам настроить вывод таблицы именно под конкретную ситуацию, не боясь поломать что-то в выводе основной таблицы.

Дополнительное отличие этих таблиц — это вывод только актуальных на данный момент данных (например, только активные проекты, а не все подряд).

Если данных много — возможно надо их агрегировать. Т.е. не нужно выводить много строк на дашборде. Удобнее работать с показателем агрегированных данных со ссылкой на детализацию. Пример подобного подхода — мы выводим количество ошибок по типам, а не сами ошибки. Человек видит тип ошибки и принимает решение, нужно ли ему с этим разбираться. Если да, то переходит в раздел ошибки и начинает их изучать более детально.

Кнопки действия — это модальные формы. На дашборд можно вывести ключевые бизнес действия пользователя в виде модальных форм (as-form-modal). Примеры: создать проект, создать клиента, занести расход и т.д. В некоторых случаях ключевым действием может быть и простая ссылка (пример из Auction: для Заказчика есть действие Искать исполнителя с переходом на каталог исполнителей).

Рабочий стол администратора-разработчика

У админа-разработчика мы тоже заменили дашборд. Причем этот дашборд также может смотреть и бизнес-админ (за исключением доступа к SQL).

Первый разворот:

Второй разворот:

Что есть на дашборде администратора:

  1. Общее меню на ключевые разделы кабинета.
  2. Ошибки по типам за последние 24 часа.
  3. Статистика по трейсу за 24 часа (лог событий, разделенный по кодам).
  4. Последние активные пользователи + кто сейчас онлайн на сайте.
  5. Посещаемость сайта по дням (уников в разрезе авторизованный пользователь и гость).
  6. Принты — для отладки процедур.
  7. Последние изменения по хранимым процедурам
  8. Большие таблицы базы данных (какие-то таблицы имеет смысл иногда чистить, если данные в них не нужны).
  9. Размер папки /uploads (в ней хранится основной графический контент сайта)
  10. Диагностика (это набор правил в виде SQL запросов, которые проверяют состояние объектов в базе данных и выдают предупреждения).
  11. Информация по Falcon (советы, возможности, вопросы-ответы и полезные ссылки) — эти панели выделены серым-синим.

Предыдущий вариант дашборда был гораздо менее информативен (при этом сам дашборд не добавляет каких-то принципиально новых возможностей, просто дает более наглядное представление по ситуации на сайте).

Верхняя часть старого варианта дашборда администратора:

Новый вариант дашборда администратора можно ставить на старые экземпляры через накатывание sql пакета (+ требуются небольшие ручные правки для задействования всех возможностей дашборда, они описаны в рамках пакета обновления SQL).

Заключение

В данный момент новые варианты дашбордов внедрены для следующих ролей:

  1. Решение площадка услуг https://auction.web-automation.ru/ — кабинеты Исполнителя и Заказчика
  2. Решение CRM https://crm.web-automation.ru/ — кабинет менеджера CRM
  3. Решение Service https://service.web-automation.ru/ — кабинет Клиента и менеджера точки

Источник: https://falconspace.ru/blog/

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем