Как мы научились не волноваться и полюбили следить за ценами
TL;DR
Перейдите на https://fetch.ee и следуйте инструкциям. Только, пожалуйста, обязательно вернитесь сюда и напишите своё мнение.
О чём проект?
О выгодных покупках в интернете и о той ситуации, которая сложилась в нашей стране.
Немного истории
В конце 2014 года из-за падения курса рубля жизнь каждого из нас стала сложнее: инвестору закрыли кредитную линию, и проект свернули; схлопнулась целая рыночная ниша и прибыль в ней упала; испортились отношения с компаньоном и так далее.
Тенденции в экономике навели нас на мысль о продукте, который в этой ситуации может быть действительно полезен. Поскольку мы сами делаем множество покупок в онлайне, то решили продумать, как упростить собственные отношения с интернет-магазинами.
Так появилась идея приложения, которое оповещало бы о скачках цен на интересующие пользователя товары, сохраняло бы историю цен и отображало бы их вектор изменения. С этого всё и началось.
Развитие идеи
В процессе работы над Fetchee, мы выявили основную, на наш взгляд, проблему онлайн шопинга — откладывание понравившихся товаров на потом.
Ведь бывает так, что прямо сейчас денег нет и потом попросту не наступает. Как результат, никто ничего не покупает.
Да и сам по себе процесс чрезмерно хаотичен: миллион вкладок с разными товарами в разных магазинах, сайты обзоров и т. д.
Когда наконец появляется возможность купить вещь, выясняется, что цена на нее уже выросла. Нужно повторять процесс поиска лучшей цены и подходящего магазина с самого начала.
В этот момент наш прайс трекер эволюционировал до списка желаний, следящего за ценами.
Анализ
Во многих интернет-магазинах уже есть список желаний, но зачастую для того, чтобы им воспользоваться, магазины требуют регистрации. Без регистрации данные об отложенных товарах хранятся только до окончания сессии. Назовём это проблемой использования.
Списки желаний отдельных магазинов изолированы друг от друга. После просмотра 20 страниц по 40 однотипных товаров на каждой, можно и не вспомнить о приглянувшейся куртке в каком-то там магазине. Человеческая память — не самое надёжное хранилище для информации. Всё, что интересно, должно записываться и храниться в одном легкодоступном месте. Это мнемоническая проблема.
Существующие списки похожи на кладовку, куда всё сваливается и благополучно забывается. Даже если точно знаешь, что в этой горе хлама есть то, что нужно, иногда проще купить ещё раз и не тратить время на поиски. Получается, что список работает в одну сторону. Он будет хранить информацию, но он никогда не пойдёт на контакт, не напомнит о своём содержимом. Коммуникативная проблема на лицо.
Товары из разных магазинов отображаются в едином списке — мнемонической проблемы больше нет!
Теперь самое главное. Fetchee следит за ценой на добавленные в список товары, а, значит, может сообщить о снижении или повышении цены, акциях и специальных предложениях. Cловом, напоминать о себе и своём содержимом. Устранена коммуникационная проблема!
Чего мы добились?
Уверены, каждый из вас может назвать пару-тройку работающих способов каталогизации информации о понравившихся товарах. Среди них будут как олдскульные методы: закладки браузера, Word или текстовые файлы, так и что-то продвинутое вроде Evernote. Даже Pinterest кто-то вспомнит (и будет прав, удобный инструмент для кулспотинга, но так себе для покупок).
Именно слежение за ценами делает Fetchee уникальным инструментом для онлайн-шопинга, ведь ни один из перечисленных выше способов не позволяет принимать решение о покупке.
Мы решили, что удобней всего будет реализовать задумку через приложение для браузеров.
Сейчас Fetchee есть для Google Chrome, Opera и Яндекс.Браузер. Будем ли мы его портировать на другие браузеры? Пока не знаем. Зависит от реакции пользователей.
Всё ли у нас получилось?
Больше, чем ожидали, но далеко не всё. Текущая версия приложения — это чуть больше, чем MVP. Мы его немного передержали, попались на синдром любимого ребёнка. Надеемся, что сообщество Spark своей конструктивной критикой поможет нам стать лучше. Сразу скажем, где у нас есть проблемы и больше всего нужны советы:
- Мы не можем работать со всеми интернет-магазинами подряд. Где-то кривой HTML, у кого-то вообще модные одностраничные сайты (как они поисковой оптимизацией занимаются-то?). Короче, общедоступные DOM парсеры никогда их не обработают. Мы рассматриваем варианты реализации сбора данных через машинное зрение, обработку естественного языка и нейросети, но сейчас остановились на вполне классическом самописном парсере с несколькими модулями анализа страниц. Пока сконцентрировались на надёжной работе с самыми популярными магазинами Рунета. Интересующиеся могут посмотреть список тут.
- Есть магазины со сложными товарами, где цена зависит от выбранных характеристик. Например, размер памяти и цвет iPhone. И всё это на одной странице. Это можно решить прямой интеграцией с магазинами. Сейчас мы ищем того, кто напишет плагин для InSales, а дальше будем делать для 1С-Битрикс.
- Ряд магазинов использует динамическое ценообразование в зависимости от user-agent и региона доступа. Есть варианты борьбы, но пока не занимались реализацией.
- Магазины нас пока не блокируют, но такой риск существует. Есть идеи, как обойти блокировку, но сначала нужно дорасти до объёмов видимых аналитикой магазинов.
Юзабилити нам кажется вполне адекватным, но отрезвляющий взгляд со стороны и последующий пинок крайне приветствуется.
Что планируем дальше?
Уже сейчас мы успешно обрабатываем данные 90% российских и зарубежных магазинов, но понимаем, что радоваться рано. Зачастую, сложности случаются именно с самыми популярными площадками.
- Регистрация и авторизация через социальные сети. Вроде как де-факто решение, но для MVP остановились на passwordless авторизации. Нам нравится, что пароля просто нет и запоминать ничего не нужно. Что вы думаете о таком способе?
- Графики изменения цены по каждому товару с текущим трендом.
- Мобильное приложение для iOS и Android пока планируем на React Native, так как фронт-энд сделали на Реакте и есть опыт работы с ним. Какие за и против?
- Возможность вести несколько списков желаний.
- Совместные и публично доступные списки.
Уже сейчас мы уверенно работаем с 90% самых посещаемых магазинов Рунета, но, в то же время, понимаем, что радоваться рано. Пока мы не сможем следить за ценой на товары из любого магазина, наша миссия не выполнена.
За время внутреннего тестирования у нас накопилась кое-какая любопытная статистика по динамике цен, которая может быть интересна любителям разоблачений в стиле BlackFriday и CyberMonday — это обман (см. статью на Хабре). Если кто-то хочет посмотреть, пишите комментарии, завернём красиво в инфографику и опубликуем в одном из будущих постов.
Это была команда Fetchee.
Конец связи, Spark. Приём...