редакции Выбор
4 способа оценить перспективы любого проекта
Методики во ФРИИ мы изучили и обсудили еще полторы недели назад, но в эти выходные попробовали их внедрять на практике, так что я немного отстал от собственного контент-плана (да, он у меня есть).
Как-то так вышло, что в прошлом году мне пришлось несколько раз писать концепции и разрабатывать планы для разных проектов. Я решил уйти из РБК и попробовать свои силы без сильного бренда работодателя и стабильного трафика. Если честно, концепции и стратегии создавал на коленке, хотя для этого есть проверенные рабочие инструменты.
Разобраться с ними помог Дмитрий Школьников, CPO Airpush.
SWOT
Strength – это сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы. Базовый инструмент, которым, мне кажется, пользуются даже домохозяйки. Например, моя супруга примерно так выбирала школу для старшего ребенка.
Понятно, что в случае с реальным бизнес-кейсом все несколько сложнее. Вот, например, реальный SWOT-анализ проекта Яндекс.Такси.
Плюсы инструмента очевидны: он относительно простой, все на виду, помогает сформулировать суть и сориентироваться. Это диспозиция предстоящего сражения, но ни в коем случае не план боя. Еще один недостаток – SWOT предполагает полную честность с самим собой, а достичь ее бывает нелегко.
Бостонская матрица
Идея в том, чтобы сопоставить динамику рынка и долю проекта на нем. Если доля маленькая, а рынок не растет, то проект – это дохлая собака, которую Дмитрий предлагает застрелить без лишних раздумий. Если рынок растет и доля существенная, то перед вами звезда.
Методика подходит для оценки перспектив уже действующих проектов, особенно хороша для больших холдингов, чтобы отделить собак от дойных коров и звезд. Если рынок толком не изучен, а рыночную долю невозможно оценить, то Бостонская матрица практически бесполезна, на мой взгляд.
Lean Canvas
Вот здесь можно скачать на русском и в хорошем качестве.
Реально клевая штука, если вы планируете что-то создать и нужно систематизировать знания на одном листе бумаги.
Поясню некоторые термины, значение которых неочевидны.
- Existing alternatives – сюда Дмитрий предлагает вносить не просто очевидных конкурентов, но реально все альтернативы. То есть, например, конкурент Яндекс.Такси не только Gett, но и метро, велосипеды и пр. Чем больше альтернатив, тем лучше.
- Unfair advantage – здесь могут быть любые преимущества, которые сложно повторить конкурентам. Не только родственники в администрации, но и, например, уникальный разработчик, который точно не уйдет к конкурентам.
- Early adopters – сюда Дмитрий предлагает вписать идеального клиента, на котором можно обкатать идею.
Вот как выглядит Lean Canvas реального стартапа, который позволяет изучать эффективность рекламы в соцсетях:
Lean Canvas мне очень понравился. Во-1, информации реально много, это не просто некая стратегия на салфетке, а практически все, что нужно знать о проекте, чтобы оценить его перспективы. Если бы PR-щики присылали в редакции Lean Canvas, а не напишите о нашем мальчике, то жизнь деловых журналистов заиграла бы новыми красками.
Во-2, методика заставляет задуматься о том, что действительно важно, на что будут смотреть инвесторы и умные сотрудники.
Три вопроса
Напоследок Дмитрий поделился очень простой методикой целеполагания, которая помогла ему в собственном бизнесе. Надо задать всего три вопроса:
- Сформулируйте свою цель?
- Спросите, почему я не могу достичь этой цели прямо сейчас? Что меня блокирует?
- Посмотрите на список блокеров и сформулируйте, как их можно преодолеть?
В итоге получится план действий. Потом полезно пройтись в обратном порядке: выполнив все эти действия, я точно достигну своих целей? Если нет, можно поискать еще проблемы и пути их решения. Метод очень простой, но помогает сосредоточиться на главном. По словам Дмитрия, он помог Airpush пересмотреть стратегию и найти новые источники доходов.
В выходные мы все эти методики обкатывали на реальных кейсах, а еще я попытался засунуть Spark в Lean Canvas. В следующий раз переходим от теории к практике, так что подписывайтесь.